«ВХОДНЫЕ БИЛЕТЫ» СКОРО КАНУТ В ЛЕТУ»

Президент России Д.А. Медведев в конце декабря прошлого года бал поручение правительству разработать и принять подзаконные нормативные акты для реализации на практике Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Отслеживать его исполнение поручено Федеральной антимонопольной службе. О том, как ведется эта работа у нас, редакция попросила рассказать руководителя Тамбовского УФАС России Е. Гречишникову.

- Введен ежеквартальный мониторинг исполнения закона о торговле, - сказала Елена Анатольевна. - После выходы поручения президента нам дано право на проведение внеплановых проверок, а они чрезвычайно актуальны. Ситуация серьезная, практически все договоры сетевых структур с поставщиками содержат дискриминационные условия и предусматривают неоправданные «бонусы», «входные билеты»... Надо в торговле наводить порядок. В настоящее время разрабатывается перечень социально значимых товаров, в отношении которых «бонусы» вообще недопустимы. Это сделано для того, чтобы не допускать высоких «накруток» на продукты питания.

- Как часто вы будете проводить проверки?

- Предусмотрен ежеквартальный мониторинг. Главным образом мы обращаем внимание на обеспечение справедливой конкуренции при доступе производителей к услугам торговых организаций. Сейчас проверяем условия договоров между сетями и поставщиками. Если выясняем нарушения или дискриминационные условия, то предлагаем устранить нарушения.

- Более серьезные меря применяете?

- До 1 августа мы не можем никого штрафовать. Цель мониторинга — выдача рекомендаций хозяйствующим субъектам, работающим на рынке продовольственных товаров. Пока сетям дано время, чтобы привести договоры в соответствии с законом о торговле. Условия доступа товара на полки должны быть недискриминационным. Сети обязаны сделать их открытыми и либо разместить их на сайте, либо выдавать по запросу любого партнера. Возможность реализовать товар необходимо сделать доступной для всех поставщиков.

- Иногда выставляются произвольные и не всегда справедливые требования к качеству. Сети заинтересованы в том, чтобы товары долго хранились, поэтому предпочтение оказывается вовсе не самым полезным продуктам. В магазинах продаются особым образом обработанные фрукты и овощи, что далеко не всегда полезно для здоровья. У вас есть рычаги для того, чтобы бороться с этим?

- Все зависит от того, имеет ли место ограничение конкуренции и затрудняют ли выставляемые сетями условия доступ для отечественных производителей на прилавки магазинов... Что же касается пользы продуктов для здоровья и защиты прав потребителей, то это уже не наша компетенция, этим занимаются другие органы.

В последнее время мы рассмотрели ряд дел о недобросовестной конкуренции на рынке молочной продукции. Было установлено, что компании-производители вводили потребителей в заблуждение, так как фактическое содержания белка и жира, не соответствовала тому, что указывалось на этикетке. Мы сочли. что если бы покупатели владели более точной информацией и знали подлинные свойства продуктов, они могли бы выбрать товары другого производителя. За недобросовестную конкуренцию компании привлечены к административной ответственности.

- Превысила ли хоть одна сеть 25-процентный порог присутствия на потребительском рынке?

- Поручение определять долю сетей на рынке дано не нам, а Госкомстату, который до 1 июля на своем сайте должен разместить соответствующую информацию. Только после этого можно будет что-либо предпринять. Ноя не думаю, что у нас в области много таких случаев. Конечно, в отдельных муниципальных округах какая-нибудь сеть может занимать более 25 процентов рынка. Что же касается региона в целом, то тут вряд ли есть превышение этого лимита. Напомню, что в сфере торговли продовольственными товарами самая крупная сеть — это «Магнит», сеть краснодарской фирмы «Тандер»...

- Какое наказание предусмотрено за нарушение Закона о торговле?

- Готовиться ряд поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, они вступят в силу в августе или в сентябре. Рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере действия закона о торговле будем мы. Ведем контроль исполнения 13, 14 и 15 статей этого закона, но надеемся на увеличение штатной численности нашего органа, в областном управлении работает чуть более двадцати человек, а объектов для контроля очень много: даже два магазина у одного юридического лица — это уже сеть. По вей территории области будет весьма проблематично вести контроль, если в УФАС останется прежняя численность работников.

- Исполнение закона о рекламе вы тоже контролируете?

- В последнее время мы часто выявляем случаи ненадлежащей рекламы биологически активных добавок, лекарств и медицинских услуг. Да, рекламодатели не должны вводить потребителей в заблуждение. Например, реклама лекарств и медицинских услуг должна сопровождаться информацией о противопоказаниях и необходимости консультации с врачом. Производители БАДов не могут преподносить свою продукцию как лекарственные средства. Мы рассмотрели ряд дел, связанных с нарушением данного правила, например, в отношении кремы «Витальгар». При прослушивания ролика создавалось впечатление. что это медицинская технология. Мы выявили такое нарушение и выдали предписание, которое было исполнено. Кроме того, рекламодатель привлечен к административному штрафу в размере 40 тысяч рублей. Дело закрыто, но появилась ненадлежащая реклама новых препаратов. Трудности создает то, что рекламодатели работают за пределами области... Но есть нарушения и у местных предпринимателей. Недавно нами было возбуждено дело в отношении клиники «Март». Выяснилось, что это никакая не клиника, а просто арендодатель, который сдает помещение индивидуальным предпринимателям — врачам, там нет не единой организации, ни главврача.

Лицензию на осуществление врачебной деятельности ООО «Март» не имеет. По уставу общество не оказывает медицинских услуг населению. Но в тоже время над дверью висит вывеска «Март. Клиника красоты и здоровья». И реклама шла соответствующая. Значит, пациентов вводят в заблуждение... Все это выяснилось в ходе рассмотрения дела. Сейчас выясняется вопрос, кто нарушил законодательство и распространял ненадлежащую рекламу: ООО «Март» или врачи, арендующие помещение у этого общества. Реклама будет приведена в соответствие с нормами закона, потребители получат достоверную информацию о медицинских услугах.

- Когда будут известны результаты проверок, которые вы проводите?

- Примерно через месяц мы с вами ими поделимся. Мы приходим к руководителям торговых сетей заблаговременно, до 1 августа, когда начнется полноценный контроль и станут применяться штрафы. Хотелось предупредить предпринимателей, чтобы они своевременно привели договоры в соответствие с законом.

Андрей ХВОРОСТОВ