Протокол №8

ПРОТОКОЛ № 8

 

 

заседания Общественно-консультативного совета при Тамбовском УФАС России

 

 

окончание: 16 часов 45 минут

  

-        Панкратов Андрей Валерьевич — представитель Общественной организации защиты прав потребителей г. Тамбова «Голос потребителя»;

-        Савельева Татьяна Владимировна — исполнительный директор Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» (по доверенности от председателя ТРО ООО МСП «ОПОРА России» Шитякова В.К.);

-        Четырина Валентина Михайловна - главный специалист Тамбовской региональной общественной организации «Союз потребителей «Защита» (по доверенности от директора ТРОО «Союз потребитель «Защита» Клюева Н.Н.).

 

Отсутствовали:

-        Второй сопредседатель ОКС: президент Тамбовской областной Торгово-промышленной палаты Калинов Николай Федорович;

-        Долгих Вячеслав Васильевич — представитель Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей;

-        Андросов Владимир Иванович — представитель Ассоциации рыбопромышленников Тамбовской области;

-        Пучнин Владимир Михайлович — директор Института Права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина;

-        Каратунов Николай Дмитриевич — руководитель регионального общественного объединения по защите прав потребителей;

-        Чистякова Людмила Петровна — главный юрист Тамбовского государственного технического университета.

-        Козлов Виктор Иванович — исполнительный директор Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей.

 

Заседание ОКС не правомочно принимать решения, т. к. присутствует менее 2/3 общего числа членов ОКС.

 

Слушали:

 

Гречишникова. (Приветственное слово, обсуждение повестки заседания ОКС):

Повестка Восьмого заседания ОКС при Тамбовском УФАС России:

1) выделение земельных участков для целей, не связанных со строительством. Выявленные нарушения антимонопольного законодательства;

2) нормы законодательства Тамбовской области и акты органов местного самоуправления, создающие ограничения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Выявленные нарушения антимонопольного законодательства;

3) другое.

 

 

(докладчик — Колодина Н.Н.).

Нарушения антимонопольного законодательства, а именно статей 15-20 Закона о защите конкуренции, допускаются органами местного самоуправления при распределении имущества, в том числе земельных участков. Основная доля выявленных Тамбовским УФАС России нарушений приходится на выездные проверки. В основном, дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении органов власти и управления возбуждаются по собственной инициативе Управления.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Частью 1 указанной статьи установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

 

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Статьей 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 30.2 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Тамбовское УФАС России по заданию ФАС России ведет ежеквартальный мониторинг выделения земельных участков под различные виды жилищного строительства в Тамбовской области, в том числе -  среди органов местного самоуправления Тамбовской области. Направляются отчеты в ФАС России. При выявлении нарушений возбуждаются дела о нарушении Закона о защите конкуренции. Как правило, все нарушения и их последствия устраняются по требованию Управления. В частности, в 2010 году выявлено 8 нарушений по данному вопросу, в отношении виновного лица – администрации Жердевского района возбуждено 8 дел по признакам несоблюдения антимонопольных требований  к торгам (статья 17 Закона о защите конкуренции) при проведении аукционов по предоставлению земельных участков под жилищное строительство.

Пример нарушения требований Земельного кодекса РФ и Закона о защите конкуренции при выделении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в действиях администрации города Рассказово.

Поводом к возбуждению дела послужило заявление ООО «Фест», которому администрация города Рассказово отказала в предоставлении заявленного земельного участка. Установлено, что в администрацию города Рассказово в апреле 2009 года поступили заявления от ООО «Топливо Сбытовая Компания» о выделении земельного участка по ул. Пролетарской рядом с ОАО «РАСКОМ» для строительства цеха по модификации битума и от ООО «ФЕСТ» о выделении того же земельного участка для строительства цеха по производству упаковочных изделий и тары. Администрация города Рассказово постановлением от 22.06.2009 № 792 предварительно согласовала предоставление вышеуказанного земельного участка ООО «Топливо Сбытовая Компания» при наличии заявления от другого хозяйствующего субъекта (ООО «Фест») о предоставлении этого же земельного участка без проведения торгов.

Тамбовским УФАС России 21.10.2009 года по результатам рассмотрения дела № 57/02 администрации города Рассказово было выдано предписание с требованием о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции со сроком исполнения до 07.11.2009 года.

Администрация города Рассказово исполнила предписание Тамбовского УФАС России от 21.10.2009 по делу № 57/02 и приняла постановление от 03.11.2009 № 1414 «Об отмене постановления администрации города от 22.06.2009 № 792 «О предварительном согласовании места размещения цеха по производству битума по ул. Пролетарской обществу с ограниченной ответственностью «Топливно-сбытовая Компания».

09.11.2009 года администрация города Рассказово обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Тамбовского УФАС России по делу № 57/02 от 21.10.2009 года.

14 января 2010 года Арбитражный суд Тамбовской области признал оспариваемые решение и предписание Тамбовского УФАС России правомерными и обоснованными.

 

 

- нарушения при выделении конкретного земельного участка;

- нарушения при принятии нормативных положений Советами народных депутатов о процедуре и порядке выделения земельных участков на различные цели.

Статья 1 и иные статьи Земельного кодекса РФ предусматривают обязанность органов власти и управления соблюдать принципы равнодоступности, публичности и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что обеспечивает соблюдение условий конкуренции, а значит, требований антимонопольного законодательства.

В частности, статья 34 Земельного кодекса РФ «Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством» содержит антимонопольные требования, соблюдение которых обеспечивает честную конкуренцию.

Практика показывает, что органы местного самоуправления допускают нарушения указанных требований.

Тамбовское УФАС России запросило у исполнительных органов местного самоуправления городов и районов Тамбовской области действующие Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящихся в муниципальной собственности на подведомственной территории, в т.ч. предоставления в аренду объектов муниципального имущества, и действующие Положения о порядке управления, распоряжения и предоставления в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

На данный момент все города и районы Тамбовской области представили запрошенную информацию, сотрудники ведут правовой анализ представленных нормативных правовых документов. При выявлении нарушений будут возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении органов, принявших данные документы, в основном это решения представительных органов местного самоуправления. Следует отметить, что признаки нарушения усматриваются в большинстве представленных актов, поскольку помимо нарушений Земельного кодекса, например,  в части обеспечения заблаговременной публикации о возможном  выделении земельных участков, в актах допущено несоблюдение требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при заключении договоров аренды и иных видов пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности.  

Гречишникова Е.А. Есть еще пример нарушения требований Земельного кодекса РФ и антимонопольного законодательства в части выделения земельных участков.

Комиссия Тамбовского УФАС России 14 мая 2010 года рассмотрит акты и действия администрации города Тамбова на соответствие требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции при предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Поводом к возбуждению дела послужило коллективное заявление предпринимателей о проверке действий администрации города Тамбова по выделению земельных участков в районе ул. Советской, 161 города Тамбова под реконструкцию торгового павильона «Цветы».

Администрация города Тамбова постановлением № 2585 от 08.04.2009 года предоставила два земельных участка площадью 261 кв. метров и площадью 108 кв. метров в районе ул. Советской, 161 под реконструкцию торговых киосков под торговый павильон «Цветы» - объект некапитального строительства. 06.08.2009 заключен договор аренды № 771 земельного участка со множественностью лиц со стороны арендатора.

Установлено, что администрация города Тамбова нарушила статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации в части неопубликования информации о выделении указанных земельных участков по ул. Советской , 161, а также при наличии заявлений от других предпринимателей не приняла решение о проведении торгов по продаже права аренды земельных участков. В действиях администрации города Тамбова усматриваются признаки нарушения порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и предоставления незаконного преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Нарушение условий конкуренции запрещено статьей 15 Закона о защите конкуренции. В случае установления нарушения со стороны администрации города Тамбова Комиссия Тамбовского УФАС России вправе принять решение об обращении в суд о признании недействительными постановления № 2585 и договора аренды № 771 как противоречащих антимонопольному законодательству.

Гречишникова Е.А. Также  в 2010 году возбуждено и рассмотрено дело от 23.03.2010 № 7/02 в отношении Рассказовского райсовета по статье 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение установлено в действующем Решении от 31.07.2009 № 213 «О Положении «О порядке предоставления на территории Рассказовского района гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством из земель, находящимся в муниципальной собственности Рассказовского района».  В Положении не обеспечено требование о заблаговременной публикации информации о возможном выделении земельных участков, а также не установлены сроки, в течение которых администрация района обязана осуществлять отдельные действия при рассмотрении данного вопроса, что может привести к нарушению условий конкуренции и нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. После возбуждения дела нарушение устранено в добровольном  порядке до рассмотрения дела по существу.

 

(далее - обсуждение вопроса сопредседателями ОКС при Тамбовском УФАС России и членами ОКС при Тамбовском УФАС России).

 

2. Нормы законодательства Тамбовской области и акты органов местного самоуправления, создающие ограничения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Выявленные нарушения антимонопольного законодательства (докладчик — Колодина Н.Н.)

 

В 2009 году выявлено около 130 нарушений антимонопольного законодательства, из них 100 нарушений со стороны органов власти. Такие нарушения зачастую касаются законных прав и интересов хозяйствующих субъектов Тамбовской области, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Стоит отметить, что в 63% случаях допущено повторное выявление нарушений антимонопольного законодательства в действиях органов власти. Кстати, с августа 2009 года вступили в законную силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми введена статья 14.9 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления. Санкция на должностных лиц - в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, при повторном нарушении - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Также возросло число выявленных нарушений по статье 14 Закона о Защите конкуренции «недобросовестная конкуренция». В 2009 году по данной статье возбуждено 16 дел, нарушения подтвердились по 14 делам.

Также наблюдается резкий рост по статье 16 Закона о защите конкуренции «ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти и управления»: в 2009 году возбуждено и рассмотрено 24 дела (в предыдущем 2008 году всего 4 дела), нарушения подтвердились в 21 случае.

 

Со вступлением в силу 23 августа 2009 года поправок в Закон о защите конкуренции изменились подходы в части предоставления преференций. До 23 августа преференции могли быть предоставлены субъектам малого бизнеса, занятым приоритетными видами деятельности. Теперь преференции могут предоставляться всем субъектам малого и среднего предпринимательства. В связи с этим появляется необходимость детализировать процесс предоставления преференций во избежание ограничения конкуренции. ФАС России разъясняет, что один из законных механизмов этого процесса — проведение торгов.

Правительству РФ представлены результаты проверок, из которых следует, что самыми распространенными являются нарушения, связанные с заключением договоров об аренде имущества и земли. В списке нарушений также предоставление незаконных преференций хозяйствующим субъектам и установление законодателями разных ставок платежей при предоставлении имущества в зависимости от типа объекта.

Тамбовское УФАС России в 2009 году рассмотрено 27 ходатайств органов власти и управления о предоставлении государственной или муниципальной помощи (в настоящее время – преференций), 18 из которых удовлетворены, по 1-му дано согласие с введением ограничения, по 8 обращениям дан ответ, что согласие на предоставление преференции не требуется.

 

Статьей 15 Закона о размещении заказов установлена обязанность государственным и муниципальным заказчикам осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Несоблюдение указанного требования влечет привлечение виновных лиц к административной ответственности по ч.ч. 11, 12 статьи 7.30 КоАП РФ. В случае размещения заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства менее чем 10%  общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации — штраф на должностное лицо государственного или муниципального заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей. При размещении заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства более чем 20% - аналогичный штраф.

(далее - обсуждение вопроса сопредседателями ОКС при Тамбовском УФАС России и членами ОКС при Тамбовском УФАС России).

 

Гречишникова. У членов ОКС будут дополнения к повестке Восьмого заседания ОКС при Тамбовском УФАС России?

Члены ОКС: Нет.

 

 

 

 

руководитель управления                                                   Гречишникова Елена Анатольевна

 

Ответственный секретарь ОКС —

начальник отдела контроля

размещения государственного

заказа и антимонопольного контроля

органов власти                                                                            Колодина Наталия Николаевна

 

Дата проведения Совета: 
26 апреля 2010, 11:09