Протокол №2
ПРОТОКОЛ № 2
заседания Общественно-консультативного совета при Тамбовском УФАС России
09.02.2009 г. Тамбов
начало: 15 часов 00 минут;
окончание: 16 часов 15 минут
Присутствовали:
Первый сопредседатель ОКС: Гречишникова Елена Анатольевна;
Второй сопредседатель ОКС: Калинов Николай Федорович;
Ответственный секретарь ОКС: Колодина Наталия Николаевна;
члены ОКС:
- Палагина Раиса Витальевна — Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей;
- Шитяков Вадим Константинович — председатель Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»;
- Яковлева Лидия Ильинична — главный специалист Тамбовской региональной общественной организации «Союз потребителей «Защита»;
- Худяков Сергей Сергеевич — заместитель директора Института Права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина;
- Чистякова Людмила Петровна — главный юрист Тамбовского государственного технического университета.
Отсутствовали:
- Козлов Виктор Иванович — исполнительный директор Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей;
- Андросов Владимир Иванович — Ассоциация рыбопромышленников Тамбовской области;
- Каратунов Николай Дмитриевич — руководитель регионального общественного объединения по защите прав потребителей;
- Панкратов Андрей Валерьевич — Общественная организация защиты прав потребителей г. Тамбова «Голос потребителя».
Заседание ОКС правомочно, т.к. присутствует более 2/3 общего числа членов ОКС.
Слушали:
Гречишникова. (Приветственное слово, знакомство членов комиссии, обсуждение повестки заседания ОКС):
Повестка второго заседании ОКС:
- итоги деятельности Тамбовского УФАС России в 2008 году;
- обсуждение и утверждение плана работы ОКС в 2009 году;
- другое.
Гречишникова. Первый вопрос на повестке Второго заседания ОКС — подведение итогов деятельности Тамбовского УФАС России.
В 2008 году в Управлении произошли важные организационные изменения:
1) со 2 декабря руководителем Тамбовского УФАС России назначена Гречишникова Елена Анатольевна;
2) с 1 июля штатная численность увеличена на 6 человек и возросла с 19 человек до 25 человек;
3) вместо прежних двух отделов созданы четыре профильных отдела:
- отдел антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
- организационно-финансовый отдел,
- отдел контроля за размещением государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
- отдел регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля.
В настоящее время в Управлении работает 23 человека, летом штат был пополнен 6 новыми сотрудниками, среди них — 4 молодых специалиста. Понятно, что структурные и штатные изменения потребовали дополнительных усилий на обучение и повышение квалификации сотрудников и организацию деятельности Управления в новом составе.
Считаем, что изменение численности и структуры поможет сделать более масштабной и эффективной деятельность Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области. Наша цель — достичь более весомых и полезных для Тамбовской области результатов, а деятельность Управления сделать максимально открытой и доступной.
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
Всего за 2008 год Тамбовское УФАС России (в скобках указаны данные за 2007 год для сравнения):
1) рассмотрело 91 (77) заявлений о нарушении антимонопольного законодательства.
Причиной увеличения количества поступивших и рассмотренных заявлений является большая правовая осведомлённость хозяйствующих субъектов и граждан, а также активизация работы Тамбовского УФАС России по адвокатированию конкуренции и популяризации деятельности антимонопольного органа;
2) возбудило и рассмотрело 62 (73) дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по заявлениям и обращениям — 26 (24) дел, по собственной инициативе — 36 (49) дел;
3) по результатам рассмотренных 62 (73) дел:
по 28 (41) делам нарушения устранены до рассмотрения дела по существу без выдачи предписания,
по 23 (30) делам выданы предписания о прекращении нарушения, из них- исполнено 17 предписаний, 3 предписания находятся в стадии исполнения и 3 предписания обжалованы в суде, решения по которым суды ещё не вынесли;
по 10 (4) делам факты нарушения не подтвердились.
4) устранено в добровольном порядке без возбуждения дел 25 (23) нарушений антимонопольного законодательства в ходе проведения проверки или в ходе рассмотрения заявления;
5) проведено 39 выездных проверок соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и органами власти и управления.
6) рассмотрено 110 (193) нормативных правовых актов или ненормативных актов органов власти и управления, не соответствующих антимонопольному законодательству, из которых в 49 (43) актах выявлены нарушения и проведена работа по их устранению;
7) рассмотрено 15 (10) ходатайств органов власти и управления о предоставлении государственной или муниципальной помощи, 13 (5) из которых удовлетворены, а по 2 (5) дан отказ в предоставлении помощи;
8) рассмотрено 12 (14) ходатайств хозяйствующих субъектов о получении согласия антимонопольного органа на совершение имущественных сделок;
9) проведено 20 (24) исследований товарных рынков для анализа и оценки состояния конкуренции по заданию Федеральной антимонопольной службы и по собственной инициативе.
Самыми актуальными и важными товарными рынками, на которых следует вести постоянную и тщательную работу по мониторингу, выявлению и жёсткому пресечению нарушений антимонопольного законодательства, остаются рынки нефтепродуктов и социально значимых товаров, прежде всего — основных продуктов питания. Это указание дано Федеральной антимонопольной службой. Работа по данному направлению и по наращиванию усилий за обеспечением условий конкуренции на всех товарных и финансовых рынках является одной из основной в настоящее время и на ближайшую перспективу.
Тамбовское УФАС России в 2008 году провело 2 проверки соблюдения требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».
По результатам указанных проверок принято 1 решение о реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики, которое было исполнено.
Контроль за соблюдением законодательства о рекламе
В 2008 году наиболее частым случаем нарушений в сфере законодательства о рекламе стала ненадлежащая реклама алкогольной продукции, пива, табачных изделий, финансовых услуг и реклама пищевых продуктов под видом лекарственных средств.
В отчетном периоде возбуждено 38 (29) дел о нарушении Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», из них 4 (2) дела возбуждены по заявлениям, 34 (27) дела - по инициативе Тамбовского УФАС России.
Как видим, потребители редко обращаются с заявлениями о нарушениях в сфере рекламного законодательства, что снижает эффективность деятельности Управления по указанному направлению.
В отчётном периоде:
1) принято 36 (25) решений о признании нарушений рекламного законодательства, производство по 2-м делам прекращено в связи с невозможностью установления лица, нарушившего законодательство, а также в связи с неподтверждением факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) выдано 10 (11) предписаний о прекращении нарушений Закона «О рекламе», которые исполнены;
3) по 26 (11) делам предписания не выдавались в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дела по существу;
4) поступило 6 (4) заявлений с признаками нарушения Закона «О рекламе», по 4 (2) заявлениям были возбуждены дела по признакам нарушения Закона «О рекламе», а 2 (2) заявителям отказано в возбуждении дела ввиду отсутствия нарушения;
5) проведено 34 проверки, в результате которых выявлено 38 фактов нарушений:
6) сотрудники Управления приняли участие в 6 заседаниях Экспертного совета по рекламе при администрации г. Тамбова;
7) состоялось 2 заседания Экспертного совета по рекламе при Тамбовском УФАС России.
Контроль за соблюдением размещения заказов для государственных и муниципальных нужд
В 2008 году в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступила 61 (58) жалоба от участников размещения заказа на действия государственных и муниципальных заказчиков и комиссий по размещению заказов.
11 (10) жалоб возвращено участникам размещения заказа по причине подачи жалобы по истечении установленного законодательством о размещении заказов срока, 2 (4) жалобы были отозваны заявителями, 32 (17) жалобы были признаны необоснованными.
16 жалоб (25) признаны обоснованными, по результатам их рассмотрения выдано 14 (22) предписаний.
Основные виды нарушений, выявленные при рассмотрении жалоб:
установление требований к участникам размещения заказа либо к предоставлению в составе заявки документов и сведений, противоречащих закону;
установление неправомерных критериев оценки;
отсутствие значимости критериев оценки или порядка оценки в конкурсной документации.
Проведено 11 проверок территориальных органов федеральных органов власти и управления и других получателей средств федерального бюджета, в результате которых выявлено 76 фактов нарушений законодательства о размещении заказов. Применение мер административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Всего Тамбовское УФАС России в 2008 году возбудило 207 (182) дел об административном правонарушении в различных сферах законодательства, из них:
84 (53) дела прекращены либо из-за неподтверждения нарушения либо по малозначительности (объявлены замечания виновным лицам),
по 123 (129) делам выданы постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму штрафа в размере 9 800 000 рублей (1 607 500 рублей), из них — 18 (30) постановлений отменены судом полностью;
подлежат взысканию штрафы в суммарном размере 9 242 000 рублей (1 310 000 рублей), поскольку остальные отменены судами;
всего уплачено штрафов на сумму 1 648 000 рублей (1 283 500 рублей), остальные штрафы на начало 2009 года находились в стадии исполнения (всего — 21 дело).
При Тамбовском УФАС России создан и начал работу Общественно-консультативный совет.
19 декабря 2008 года в Тамбовском УФАС России прошло первое заседание Общественно-консультативного совета (ОКС).
Сопредседателями ОКС являются руководитель Тамбовского УФАС России Гречишникова Елена Анатольевна и руководитель Тамбовской областной торгово-промышленной палаты Калинов Николай Федорович, который был избран членами ОКС на первом заседании 19 декабря 2008 года.
Второе заседание ОКС, как и планировалось, проводится сегодня — 9 февраля 2009 года.
Колодина. Для нас очень важна общественная оценка деятельности Тамбовского УФАС России. Федеральная антимонопольная служба провела мониторинг освещения деятельности территориальных антимонопольных органов в регионах.
Гречишникова. Из результатов мониторинга видно, что люди зачастую не знают специфику работы Службы.
Калинов. Давно работаю с Тамбовским УФАС России. В своей практике я часто встречаюсь с предпринимателями, становится понятно, что деловое сообщество Тамбова и Тамбовской области слабо представляет себе, чем конкретно занимается антимонопольная служба. Может быть с этим и связаны цифры мониторинга ФАС, с этим же связано озвученные Еленой Анатольевной показатели возбужденных дел о нарушении Закона о рекламе. Всего 4 дела возбуждено по заявлениям граждан, остальные — по инициативе Тамбовского УФАС России. Напрашивается только один вывод: нужно больше уделять внимания просвещению и активнее знакомить представителей бизнеса и граждан города и области с деятельностью антимонопольного органа.
Колодина. Тамбовское УФАС России открыто для СМИ и граждан. На нашем сайте вы всегда можете найти последнюю информацию о работе Управления: новости, решения, планы работы и многое другое. Мы стараемся как можно чаще проводить всевозможные совещания, пресс-конференции, семинары. И наш руководитель, и мы работаем с представителями СМИ, даем интервью, комментарии, сами направляем информацию о проведенной работе журналистам.
Калинов. И все же, ваша работа интересна скорее предпринимателю, которому некогда смотреть телевизор, чем пенсионерке, первой потребительнице новостей. У меня есть предложение для пресс-службы Тамбовского УФАС России. Сайт Тамбовской торгово-промышленной палаты очень популярный и посещаемый. Давайте попробуем параллельно размещать информацию и на нашем сайте, это будет удобно и интересно для предпринимателей.
Шитяков. Мы тоже готовы освещать работу Управления в издании нашей организации. Такое сотрудничество полезно и нам, и Тамбовскому УФАС России, и предпринимателям области.
Гречишникова. Я согласна с Николаем Федоровичем, это хорошая идея. Будем работать в этом направлении. Переходим ко второму вопросу, вынесенному на повестку Второго заседания ОКС: обсуждение и утверждение плана работы ОКС на 2009 год.
Колодина. Для начала я предлагаю обсудить, как часто мы будем собираться. Согласно Регламенту ОКС (часть 2 статьи 6), заседания проводятся не реже одного раза в квартал, но вопросов для обсуждения и решения много.
Шитяков. Я думаю заседания нужно проводить хотя бы раз в два месяца.
Члены ОКС. Мы согласны.
Колодина. Предлагаю следующий график работы ОКС в 2009 году (по одному заседанию):
февраль, март, апрель, июнь, |
август, октябрь, декабрь. |
Гречишникова. Выношу предложенный график работы ОКС на голосование.
«За» - проголосовало 8 членов Совета.
«Против» - проголосовало 0 членов Совета.
Воздержалось - 0 членов Совета.
Колодина. Что касается конкретной даты проведения ОКС и повестки будущих заседаний, то они будут согласовываться в установленные Регламентом ОКС сроки непосредственно перед заседанием.
Гречишникова. Какие будут предложения у членов ОКС по вопросам, выносимым на повестку последующих заседаний?
Шитяков. «Опора России» предлагает обсуждение вопроса по проблемам применения новой статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Также актуальным остается вопрос применения главы 5 «Предоставление государственной и муниципальной помощи» Закона о защите конкуренции.
Палагина. Кроме того, в текущем году хотелось бы обсудить проблему установления тарифов в городе и области: вопрос о тарифах на газ и электроэнергию по регулируемым и нерегулируемым ценам.
Калинов. Как мы знаем, с января 2009 года вступил в силу технический регламент на молочную продукцию, но в магазинах не найти упаковки с молоком, на котором указывалось бы, что это не молоко, а молочный напиток. На лицо нарушение, в том числе Закона о рекламе.
Колодина. Предлагаю на март вынести вопрос о применении статьи 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества» и главы 5 «Предоставление государственной и муниципальной помощи» Закона о защите конкуренции.
На апрельском заседании ОКС обсудить вопрос тарифов на электроэнергию и природный газ по регулируемым и нерегулируемым ценам.
На июньское заседание включить вопрос о нарушениях в сфере рекламного законодательства.
На последующие заседания вопросы повестки дня будем включать по мере их возникновения.
Гречишникова. Выношу предложенный план работы ОКС на голосование.
«За» - проголосовало 8 членов Совета.
«Против» - проголосовало 0 членов Совета.
Воздержалось - 0 членов Совета.
РЕШЕНИЯ:
В ходе Второго заседания Общественно-консультативного совета при Тамбовском УФАС России были приняты следующие решения:
1. Принять к сведению информацию Тамбовского УФАС России об итогах работы в 2008 году.
2. Утвердить график работы ОКС в 2009 году:
февраль, март, апрель, июнь, |
август, октябрь, декабрь. |
3. Утвержден план работы ОКС на первое полугодие 2009 года:
3.1 март — вопрос о применении статьи 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества» и главы 5 «Предоставление государственной и муниципальной помощи» Закона о защите конкуренции;
3.2 апрель — вопрос тарифов на электроэнергию и природный газ по регулируемым и нерегулируемым ценам;
3.3 июнь — вопрос о нарушениях в сфере рекламного законодательства.
Сопредседатель ОКС —
руководитель управления Гречишникова Елена Анатольевна
Ответственный секретарь ОКС —
начальник отдела контроля
размещения государственного
заказа и антимонопольного контроля
органов власти Колодина Наталия Николаевна