Важные нововведения законодательства о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Тамбовское УФАС России обращает внимание государственных и муниципальных заказчиков и иных заинтересованных лиц на изменением законодательства о контрактной системе при осуществлении тех закупок работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые имеют повышенную социальную значимость. Цель таких изменений – возможность отбора поставщиков с повышенной социальной ответственностью.

1. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 200 внесены существенные изменения в Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изменения вступили в силу с 15 марта 2019 года.

Если государственный или муниципальный заказчик объявит после 14 марта открытый конкурс на услуги по организации отдыха и оздоровления детей, то заявки должны обязательно оцениваться закупочной комиссией по критерию "опыт участника", причём именно по организации детского отдыха.

Теперь оценка потенциальных участников торгов по критерию «опыт» будет осуществляться по закрытому перечню подпоказателей, а именно будут оцениваться:  

- общая стоимость успешно исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;

         - общее количество успешно исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;

         - наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.

         При этом, значимость показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» устанавливается в размере не менее 45 % значимости всех нестоимостных критериев оценки.

Таким образом, опытные участники получат существенное преимущество. Если заказчик захочет оценить только "цену" и "опыт", их вес будет соответственно 40% и 60%. Если будут другие нестоимостные критерии, их значимость составит не более 33%, "опыта" - не менее 27%, "цены" - 40%. Это обусловлено тем, что общий вес нестоимостных критериев должен быть 60%, а доля "опыта" в нем - не менее 45%.

2. Также важным и существенным является изменение законодательства о контрактной системе в части установления новых дополнительных требований к отдельным видам работ, которые вступили в силу с 1 апреля текущего года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 294 изменены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные Постановлением № 99 от 04.02.2015.

Во-первых, дифференцированы дополнительные требования к участникам закупок строительных работ в зависимости от предмета контракта и начальной (максимальной) цены контракта.

Также установлены новые дополнительные требования к отдельным видам работ.

Кроме того, изменились условия для осуществления закупок работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), так называемые особые объекты, путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Новшества касаются как закупок с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) более 10 млн руб., так и конкурсов с ограниченным участием по особым объектам.

Так, для первых дополнительные требования к участникам станут жестче в большинстве случаев:

1) требования будут отличаться в зависимости от предмета контракта;

2) при закупке работ по строительству, капремонту, реконструкции или сносу объектов капстроительства, а также линейных объектов стоимость контракта или договора, подтверждающего опыт, составит не менее:

- 50% НМЦК, если она больше 10 млн руб. и не превышает 100 млн руб.;

- 40% НМЦК, если она больше 100 млн руб. и не превышает 500 млн руб.;

- 30% НМЦК, если она больше 500 млн руб. и не превышает 1 млрд руб.;

- 20% НМЦК, если она больше 1 млрд руб.;

3) предметом контракта или договора должны быть работы на таком же объекте, то есть опыт по объектам капстроительства нельзя подтвердить контрактом либо договором на линейный объект и наоборот.

Напомним, ранее дополнительные требования распространялись только в отношении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального и некапитального строительства с ценой контракта выше 10 млн. рублей, где участникам закупки на строительные работы требовалось подтвердить опыт за последние 3 года с ценой только не менее 20 процентов и по соответственным объектам без их конкретизации и сопоставимости.

Теперь к числу строительных работ, где государственным и муниципальным заказчикам в обязательном порядке следует устанавливать новые дополнительные требования к участникам закупки, отнесены работы не только по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов капитального строительства, но и аналогичных работ по линейным объектам, а также снос объектов строительства.

К числу отдельных работ, где требуется установление дополнительных требований к хозяйствующим субъектам-исполнителям, добавлены благоустройство территории, ремонт и содержание автомобильных дорог.

Для участия в закупке работ по благоустройству территории или строительству некапитальных объектов потребуется опыт исполнения контракта или договора на сумму не менее 20% НМЦК. Его предметом могут быть эти же работы, если он заключен в рамках Законов N 44-ФЗ или N 223-ФЗ. Участники также могут подтвердить опыт обычным договором на работы по строительству, капремонту, реконструкции или сносу объектов капстроительства, в том числе линейных.

Аналогичные правила предусмотрены для закупок работ по ремонту или содержанию автодорог.

При проведении конкурсов с ограниченным участием по особым объектам и автодорогам заказчики любого уровня будут устанавливать дополнительное требование в конкурсах с ограниченным участием, если НМЦК превысит 100 млн руб. Перечень видов работ дополнили работами по сносу объектов.

Итак, озвученные дополнительные и усиленные требования к участникам закупки нужно учитывать при проведении закупок на строительные работы, благоустройство территории, ремонт и содержание автомобильных дорог, строительные работы по особым объектам, которые начнутся после 1 апреля.

 

 

Подробнее: Колодина Наталия Николаевна      71-34-66