Об итогах публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Тамбовского УФАС России в I квартале 2018 года

26 апреля 2018 года Тамбовское УФАС России совместно с Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики в I квартале 2018 года.

 

В мероприятии приняли участие представители региональных общественных объединений, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тамбовской области, представители органов власти области, местного самоуправления и бизнес-сообщества, всего около двухсот человек.

 

После открытия публичных обсуждений врио руководителя Тамбовского УФАС России Светлана Мазаева вручила почетные грамоты ФАС России. В числе награжденных за большой личный вклад в проведение государственной политики в области развития конкуренции и за активное, плодотворное сотрудничество в области совершенствования антимонопольного законодательства - Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Тамбовской области Козельцев Михаил Борисович и начальник Управления регулирования тарифов Тамбовской области Варкова Светлана Анатольевна

В соответствии с программой мероприятия Светлана Владимировна Мазаева выступила с докладом «О развитии биржевой торговли агропродукцией».

Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ) определено, что развитие организованной (биржевой) торговли в Российской Федерации является основополагающим принципом государственной политики по развитию конкуренции.

Согласно Указу, Правительство РФ утвердило положение о предоставление информации о заключении на не организованных торгах договоров.  Так, сообщать о подобных сделках должны производители пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации за предшествующий год свыше 10 тыс.  тонн и заключающие сделки более 60 тонн.

Светлана Владимировна предупредила об административной ответственности за нарушение порядка и (или) сроков предоставления информации о внебиржевых договорах в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (п. 6 ст. 14.24 КоАП). Полномочия по рассмотрению указанных административных правонарушений возложены на ФАС России и ее территориальные органы.

 

Главный специалист – эксперт Кузнецова Кристина Сергеевна рассказала об особенностях возбуждения и рассмотрения дел по факту выявления картельных сговоров. Кристина Сергеевна отметила актуальность данной темы, которая в последнее время звучит на многих правовых и юридических площадках. Не так давно начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев сообщил о подготовке законопроекта об ужесточении уголовной ответственности за картель.

 

Затем прозвучали итоги работы ведомства в данном направлении. Особое внимание докладчик уделила итогам судебного разбирательства по делу АО «Военно-мемориальная компания» и ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска».

 

Общество и Учреждение, не согласившись с решением и предписаниями антимонопольного органа, обжаловало их в суд.   Суды первой и апелляционной инстанций признали их недействительными. Однако, суд кассационной инстанции согласился с доводами Тамбовского УФАС России, отменил решения судов, и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области, суд при повторном рассмотрении дела полностью отказал в удовлетворении заявленных требований, подтвердив законность решения и предписаний антимонопольного органа. 11 апреля 2018 года новое решение Арбитражного суда Тамбовской области подтвердил Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

 

Не секрет, что подобные дела очень сложны в доказывании, антиконкурентные соглашения, как правило, не заключаются в виде отдельного документа и только тщательная работа по сбору и анализу доказательств, как прямых так и косвенных, позволяет делать выводы о наличии либо отсутствии факта сговора.

 

Главный специалист - эксперт отдела контроля деятельности естественных монополий и рекламного контроля Дедова Елена Николаевна в своем докладе осветила такие направления работы Тамбовского УФАС России, как рассмотрение жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции; контроль в сфере электроэнегетики.

 

Елена Николаевна обратила внимание сетевых организаций на необходимость неукоснительно соблюдать Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.

 

Как показывает практика Тамбовского УФАС России, наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми сетевыми организациями, являются несоблюдение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению (вместо установленных 6 месяцев – более длительный срок); нарушение положений Правил о плате за технологическое присоединение (не установление льготных условий технологического присоединения, а именно платы в размере 550 руб.).

 

Доклад ведущего специалиста - эксперта Мясниковой Алёны Николаевны был посвящен результатам контроля ведомства в сфере рекламы. Предметом рассмотрения была реклама, распространяемая на телевидении, радио, журналах и в сети интернет.

 

Так, Тамбовским УФАС Росси было рассмотрено заявление физического лица о распространении рекламы алкогольной продукции ресторана «Филин» в сети «Интернет»: «Скидка 50% на все меню крафт-пива и гренки от собственной пивоварни при ресторане «Филин» всего за 69 руб». А при детальном рассмотрении указанной акции было установлено, что в нижней части страницы рекламной акции ресторана «Филин» в разделе «Фото» размещалась реклама с указанием перечня предлагаемых напитков – пива, а также утверждением, что «Наше пиво стройнит и лечит! Мы не пастеризуем Пиво, Мы не добавляем в пиво консерванты. Мы - преемники вековых европейских традиций пивоварения! «Пить надо в меру» Мера – «старорус.» единица объема, равная 26,24 литра».

 

Поскольку данная реклама содержит утверждение о том, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению физического и эмоционального состояния, в указанной рекламе содержатся признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

 

В соответствии с программой мероприятия ведущий специалист – эксперт Козлова Наталья Евгеньевна выступила с докладом о последних изменениях в Закон о контрактной системе (44-ФЗ).

 

С 11.01.2018 г. в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц. Кроме того, заказчик обязан направлять сведения об уклонившемся от заключения контракта участнике закупки теперь не зависимо от заключения контракта заказчиком со следующим участником. По старой редакции закона уклонившийся победитель закупки мог избежать включения в Реестр недобросовестных поставщиков в случае, если следующий участник закупки воспользуется правом отказаться от подписания контракта с заказчиком.

 

Ввод в действие новых требований к банковским гарантиям, используемым в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, перенесён на 01 июня 2018 года.

 

Продолжил тему контроля в сфере государственных закупок заместитель начальника отдела Иванов Владимир Владимирович, который привел некоторые количественные показатели: в первом квартале 2018 года поступило – 65 жалоб. Сравнительный  анализ, показывает, что муниципальные  и федеральные заказчики чаще допускают нарушения законодательства о контрактной системе в сравнении с государственными заказчиками Тамбовской области.

 

Так, в первом квартале 2018 года было признано обоснованными или частично обоснованными 6 жалоб из 10 рассмотренных по закупкам федеральных заказчиков, что составляет 60 %. Из рассмотренных 22 жалоб на действия муниципальных заказчиков обоснованными первом квартале 2018 года признаны 7 жалоб, что составляет 32%.

 

В отчетном периоде возбуждено 76 дел об административном правонарушении за нарушения в сфере законодательства о контрактной системе, всего в отчётном периоде оплачено штрафов на общую сумму 1023 тыс. рублей, наложенных как в 1 квартале 2018 года, так и ранее.

 

Затем выступила заместитель начальника Управления регулирования тарифов по Тамбовской области с докладом на тему: «Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно – надзорной деятельности Управления по регулированию тарифов Тамбовской области за 2017 год».

 

Заключительная часть мероприятия была посвящена ответам на вопросы участников публичных обсуждений, большая часть из которых касалась особенностей применения Закона о контрактной системе.

 

 

 

Подробнее: Кузнецова Кристина Сергеевна (т. 8- 4752-72-93-54).