ФАС России подвела итоги антимонопольного контроля страхового рынка

Исходя из проведенного центральным аппаратом ФАС России анализа правоприменительной практики антимонопольных органов на рынках страховых услуг самым проблемным рынком в течение последних трех лет являлся именно рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Так, на действия страховых организации только на этом рынке в период с 2013 года по 2016 год в антимонопольные органы поступило 15 658 жалоб, тогда как на действия страховщиков на иных рынках страхования в совокупности - 2 457 жалоб. Практически половина из этих жалоб была переадресована ФАС России по подведомственности в иные органы власти и надзора и в большей мере – в Банк России.

В большинстве случаев в обращениях граждан содержались жалобы на навязывание им при заключении договоров ОСАГО дополнительных услуг по добровольным видам страхования, а также иных услуг, включая услуги по проведению технического осмотра транспортных средств.  

Кроме того, в своих жалобах граждане также указывали на проблему существенного сокращения страховщиками объемов оказания услуг по ОСАГО (на так называемую проблему «очередей») и нарушения установленного порядка ценообразования на услуги по ОСАГО (в том числе проблему неприменения страховщиками надлежащего значения коэффициента «бонус-малус»).

Решая в рамках свои полномочий эти проблемы, антимонопольные органы по итогам рассмотрения поданных в соответствии с установленным порядком заявлений выдали за период 2013-2016 годов 352 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, 243 предупреждения (69%) из которых были исполнены страховщиками в установленные сроки. Важно отметить, что ни одно из этих предупреждений в случае их обжалования не были отменены судом.

Вследствие неисполнения остальных предупреждений и рассмотрения иных заявлений антимонопольными органами в период с 2013 по 2016 год в 61 субъекте Российской Федерации в целом было возбуждено и (или) рассматривалось 324 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке ОСАГО, по результатам которых принято 241 решение о наличии нарушений.

В связи с отказом нарушителя (нарушителей) от устранения допущенных нарушений в добровольном порядке антимонопольными органами было выдано 177 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, 80% которых к концу 2016 года было исполнено в полном объеме.

Судебными органами к этому моменту отменено только чуть более 3%   решений и предписаний антимонопольных органов.

Выдача предупреждений, возбуждение и рассмотрение дел, а также  вынесение по их результатам решений осуществлялось антимонопольными органами в связи с выявлением соответственно признаков или факта нарушений, в том числе:

-  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», содержащей запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке. Преимущественно признаки и (или) факт таких нарушений выявлялись в действиях занимающего доминирующее положение страховщика, связанных с навязыванием страхователям дополнительных страховых и иных услуг, а также нарушением установленного порядка ценообразования на услуги ОСАГО;

-  статей 11 и 11.1 ФЗ «О защите конкуренции», содержащих запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов. В частности, в числе указанных соглашений можно назвать соглашения о навязывании различных услуг как между самими страховщиками, так и между страховщиками и операторами технического осмотра транспортных средств, а также соглашения между страховщиками о сокращении объемов оказания услуг по ОСАГО;

-  статей 14 (в редакции, действовавшей до 2016 года), 14.2, 14.4, 14.8 (в редакции, действующей в настоящее время) ФЗ «О защите конкуренции», содержащей запрет на различные виды недобросовестной конкуренции. Большинство из выявленных признаков и (или) фактов нарушений заключались в недобросовестной конкуренции страховщиков при участии в проводимых органами государственной власти, местного самоуправления и иными лицами, торгах на право заключения договоров ОСАГО, на которых страховщики при подаче заявок на участие в нарушение установленного порядка ценообразования на услуги ОСАГО указывали заниженный размер страховой премии, вследствие чего становились победителями таких торгов.

Наибольшее количество нарушений страховщиками на рынке ОСАГО антимонопольного законодательства (преимущественно статей 10 и 11 ФЗ «О защите конкуренции»)было выявлено в Приволжском и Южном федеральных округах, в 49 и 61 случаях соответственно. 

По итогам рассмотрения эти дел антимонопольные органы также выдали 41 предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, на общую сумму 103,2 миллиона рублей; вынесено 375 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму в 225,5 миллиона рублей. 354 таких постановления к концу 2016 года были исполнены.

При осуществлении контрольных функций на иных рынках страховых услуг (за исключением рынка ОСАГО) антимонопольными органами за период времени с 2013 по 2016 годы: 1 - выдано 10 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, 6 предупреждений из которых было исполнено в установленные сроки;
2 - возбуждено 74 дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам которых было принято 40 решений о наличии нарушений. В связи с отказом нарушителя (нарушителей) от устранения допущенных нарушений в добровольном порядке было выдано 25 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, 80% которых было исполнено в полном объеме.

Преимущественно выявленные антимонопольными органами признаки и (или) факты нарушений в этой части были связаны с соглашениями кредитных и страховых организаций, в результате реализации которых заемщикам навязывались дополнительные услуги по страхованию или невыгодные условия страхования.

По итогам рассмотрения дел на отличных от ОСАГО рынках страхования было вынесено 76 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 25,7 миллиона рублей; выдано одно предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, на сумму 470 330 рублей.

Кроме того, в рассматриваемый период времени в рамках выявления, предупреждения и пресечения ограничивающих (способных ограничить) конкуренцию на страховом рынке действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также выполняющих их функции организаций,  антимонопольными органами было выдано одно предупреждение (исполнено), возбуждено 11 дел о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам которых одно нарушение устранено в добровольном порядке, а остальные нарушения устранены по соответствующим предписаниям.

Справочно:
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в рамках своих полномочий, определенных, в том числе, ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольные органы рассматривают заявления о нарушении антимонопольного законодательства (статья 44); проводят проверки соблюдения антимонопольного законодательства (статья 25.1); выдают обязательные для исполнения предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья 39.1); возбуждают и рассматривают дела о нарушении антимонопольного законодательства (статьи 44 и 45); по итогам рассмотрения указанных дел выдают обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (статья 50).
Выдача предупреждений согласно части 2 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» возможна только в случае обнаружения признаков отдельных нарушений данного закона и, в частности, пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей различные формы злоупотребления доминирующим положением на товарным рынке. В редакции ФЗ «О защите конкуренции», действовавшей до 05.01.2016, предупреждения могли быть выданы исключительно в случае обнаружения признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Выдача предупреждений при установлении признаков нарушения статей 11 и 11.1 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия, статья 39.1 данного закона не предусматривает.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при  условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Официальный сайт ФАС России