Анализ состояния конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов Тамбовской области по итогам 2009 года

Управление  Федеральной антимонопольной службы
по Тамбовской области

Выписка из Анализа состояния конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов Тамбовской области по итогам 2009 года.

1. Общие положения
Анализ розничного рынка нефтепродуктов проводился по Тамбовской области.
В качестве источников  исходной информации использовались сведения об объемах розничной реализации нефтепродуктов, полученные от  хозяйствующих субъектов, Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – УГИБДД), Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее – Тамбовстат).

2. Временной интервал
В связи с тем, что для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, временной интервал исследования розничного рынка нефтепродуктов  - 2009 год.

    3. Продуктовые границы  товарного рынка
Несмотря на существование многочисленных документов, устанавливающих технические требования к автомобильным бензинам и широкий спектр нормируемых характеристик (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002, Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118), на практике единственным существенным показателем, классифицирующим автобензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число топлива. Автомобильные бензины по существенным различиям в значении октанового числа разделяются на две подгруппы:
- низкооктановые (А-76, АИ-80, Нормаль-80);
- высокооктановые (Регуляр-91, АИ-92, АИ-95, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.).  
При реализации автобензинов, по  экспертным оценкам, выделяются четыре марочные группы автобензинов: «нормальный» (ОЧ=80), «регулярный» (ОЧ=91/92/93), «премиальный» (ОЧ=95) и «супер» (ОЧ=98).
Требования к дизельному топливу определяются национальными стандартами ГОСТ 305-82 и ГОСТ Р 52368-2005, указанный Технический регламент устанавливает классы дизельного топлива. Тем не менее, покупатели, по экспертным оценкам, рассматривают рынок дизельного топлива как единый, не разбивая его на рынки продукта с различным содержанием серы или различными низкотемпературными свойствами.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) дизельное топливо (код ОКП 025130) и автомобильные бензины (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) вид деятельности «розничная торговля нефтепродуктами» относится к группе «Розничная торговля моторным топливом» (код ОКВЭД 50.50). Эта группировка включает розничную торговлю моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемую стационарными и передвижными автозаправочными станциями.
Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, в целях исследования определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива:
- автомобильные бензины;
- дизельное топливо.
Следовательно, продуктовыми границами рынка нефтепродуктов являются:
- автомобильный бензин А-76, АИ-80;
- автомобильный бензин АИ-90, АИ-92;
- автомобильный бензин АИ-95;
- дизельное топливо.

    4. Определение географических  границ товарного рынка.
Географические границы рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.
        Географические границы розничного рынка нефтепродуктов определяются территорией, на которой покупатели – потребители имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.
     Одним из факторов определения географических границ рынка является незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу. При существующих различиях стоимостных и потребительских качеств товаров и уровней рентабельности операций на товарных рынках, эти величины могут отличаться друг от друга. Как правило, эти величины колеблются в пределах 5 - 10% от стоимости приобретенного товара. Так затраты на транспортировку за приобретением  нефтепродуктов на расстояние более 30 км составляют  более 10 %, исходя из расчета расхода нефтепродуктов 10 литров на 100 км, средней покупки нефтепродуктов - 30 литров, затрат на амортизацию автомобиля, оплату труда водителя и других работников. Таким образом, поездки за приобретением нефтепродуктов на расстояние свыше 30 км  являются экономически нецелесообразными.
           Таким образом, географические границы розничных рынков нефтепродуктов не могут быть радиусом более 30 км.
Учитывая административное территориальное деление Тамбовской области, радиальное расположение автомобильных дорог, рассмотрим розничные рынки нефтепродуктов  с центром в городах и районных центрах Тамбовской области. Таким образом, географические границы товарного рынка определяются границами районов и городов Тамбовской области.
 5. Определение состава участников розничного рынка нефтепродуктов.
      
5.1. Потребители.
По данным УГИБДД  по состоянию на 01.01.2010 на территории Тамбовской области  состояло на учете - 277705 единиц  транспортных средств.
    Покупателями автомобильных бензинов и дизельного топлива являются транзитные покупатели, физические лица и хозяйствующие субъекты, использующие нефтепродукты как для личных нужд, так и для хозяйственной деятельности.

5.2. Продавцы.
Розничными продавцами нефтепродуктов в Тамбовской области в 2009 году являлись 59 хозяйствующих субъектов.

6. Расчет  объема товарного рынка и долей  хозяйствующих субъектов на рынке Тамбовской области.
    При расчете объема розничного рынка нефтепродуктов по Тамбовской области за 2009 год и долей его участников использовались данные об объемах реализации нефтепродуктов по  169 АЗС.
Объем розничного рынка нефтепродуктов в Тамбовской области в 2009 году составил:
А-76    -    28 553 348   тонн;
АИ-92 -  122 223 101 тонн;
АИ-95 -    23 063 967 тонн;
  ДТ       -    53 798 180 тонн.
Показатели рыночной концентрации, рассчитанные на основании долей участников розничного рынка нефтепродуктов за 2009 год (коэффициент рыночной концентрации CR-3=70-86%, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI= 3616-4881)  свидетельствуют о высоком уровне концентрации  данного рынка.
Основными хозяйствующими субъектами на рынке розничной продажи бензинов среди крупных и средних предприятий являлись 3 хозяйствующих субъекта. По данным Тамбовстата удельный вес вышеуказанных хозяйствующих субъектов в общем объеме реализации бензинов крупными и средними предприятиями составил 100 %.  
Локальные рынки розничной продажи нефтепродуктов, как правило, являются высококонцентрированными, конкуренция не развита (70% ≤ CR-3 ≤ 100%; 2000 ≤ HHI ≤ 10000):
  г. Тамбов – Тамбовский район CR-3=83-88%, HHI= 3575-5048;
г. Мичуринск - Мичуринский район CR-3=92-97%, HHI=4144-5092;
г. Моршанск – Моршанский район CR-3=90-98%, HHI= 2995-4603;
г. Уварово – Уваровский район CR-3=86-100%, HHI= 2946-7903;
г. Жердевка - Жердевский район CR-3=100%, HHI= 4005-7996;
Первомайский район CR-3=88-100%, HHI= 2956-4567;
Ржаксинский район CR-2=100%, HHI= 3627-8342;
Сосновский район CR-3=99-100%, HHI= 5532-10000;
Сампурский район CR-3=71-89%, HHI= 2071-3427;
Пичаевский район CR-2=100%, HHI= 5647-7218;
Петровский район CR-3=100%, HHI= 5013-9532;
Мучкапский район CR-1=100%, HHI= 10000;
г. Кирсанов - Кирсановский район CR-3=99-100%, HHI= 7662-8396;
Бондарский район CR-2=100%, HHI= 5085-7599;
Никифоровский район CR-3=100%, HHI= 5655-9177;
г. Рассказово - Рассказовский район CR-3=99-100%, HHI= 4406-7543;
Инжавинский район CR-2=100%, HHI= 7271-8011;
Мордовский район CR-2=100%, HHI= 7995-10000;
Гавриловский район CR-3=100%, HHI= 6940-8413;
Токаревский район CR-1=100%, HHI= 10000;
Староюрьевский район CR-2=100%, HHI= 6260-10000;
Знаменский район CR-3=96-100%, HHI= 3354-6808;
Уметский район CR-1=100%, HHI= 10000;
        7. Факторы и особенности, влияющие на функционирование розничных рынков нефтепродуктов и состояние конкурентной среды.
7.1. В Тамбовской области отсутствуют нефтеперерабатывающие заводы. Ближайший нефтеперерабатывающий завод расположен в Рязанской области (около 250 км от Тамбовской области). Доставка нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в Тамбовскую область осуществляется  железнодорожным и автомобильным  транспортом. На северо-востоке Тамбовской области проходит нефтепровод. Транспортировку нефтепродуктов, в рамках договоров транспортировки с ОАО «НК Роснефть», осуществляет ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в лице филиала ЛПДС «Никольское» (Мичуринский р-н Тамбовской области).
7.2. Уровень развития конкуренции напрямую зависит от количества и потребностей розничных покупателей нефтепродуктов, поэтому наибольшее количество АЗС сосредоточено в крупных населенных пунктах, а также по автомобильным дорогам федерального значения.
7.3. При анализе розничного рынка нефтепродуктов не были выявлены административные барьеры, препятствующие входу на рынок нефтепродуктов.