Анализ состояния конкуренции на ОПТОВОМ рынке нефтепродуктов Тамбовской области по итогам 2009 года

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области

Выписка из Анализа состояния конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов Тамбовской области по итогам 2009 года.

1. Общие положения

Анализ оптового рынка нефтепродуктов проводился по Тамбовской области. В качестве источников исходной информации использовались сведения об объемах оптовой реализации нефтепродуктов, полученные от хозяйствующих субъектов, Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее – Тамбовстат).

2. Временной интервал

Временной интервал исследования оптового рынка нефтепродуктов - 2009 год.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Несмотря на существование многочисленных документов, устанавливающих технические требования к автомобильным бензинам и широкий спектр нормируемых характеристик (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002, Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118), на практике единственным существенным показателем, классифицирующим автобензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число топлива.

При реализации автобензинов, по экспертным оценкам, выделяются четыре марочные группы автобензинов: «нормальный» (ОЧ=80), «регулярный» (ОЧ=91/92/93), «премиальный» (ОЧ=95) и «супер» (ОЧ=98). Требования к дизельному топливу определяются национальными стандартами ГОСТ 305-82 и ГОСТ Р 52368-2005, указанный Технический регламент устанавливает классы дизельного топлива. Тем не менее, покупатели, по экспертным оценкам, рассматривают рынок дизельного топлива как единый, не разбивая его на рынки продукта с различным содержанием серы или различными низкотемпературными свойствами. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП) товарная группа «Бензины автомобильные» имеет код 02 5101 7.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) вид деятельности «оптовая торговля нефтепродуктами» относится к группе «Оптовая торговля топливом» (код ОКВЭД 51.51), в частности к подгруппе «Оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом» (код ОКВЭД 51.51.4). Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и работами по оптовой торговле твердым, жидким и газообразным топливом и смежной с ним продукцией.

Анализ оптового рынка проводится в разрезе следующих товарных групп:

- автомобильный бензин А-76, АИ-80;

- автомобильный бензин АИ-90, АИ-92;

- автомобильный бензин АИ-95;

- дизельное топливо.

На оптовых рынках нефтепродуктов, товарные группы могут рассматриваться перепродавцами в качестве взаимозаменяемых товаров. Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, в целях исследования определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива:

- автомобильные бензины;

- дизельное топливо.

Следовательно, продуктовыми границами рынка нефтепродуктов являются:

- автомобильный бензин А-76, АИ-80;

- автомобильный бензин АИ-90, АИ-92;

- автомобильный бензин АИ-95;

- дизельное топливо.

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Географические границы оптового рынка нефтепродуктов определяются территорией, на которой покупатели - хозяйствующие субъекты Тамбовской области имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Одним из факторов определения географических границ товарного рынка, является незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу. При существующих различиях стоимостных и потребительских качеств товаров и уровней рентабельности операций на товарных рынках, эти величины могут отличаться друг от друга. Как правило, эти величины колеблются в пределах 5 - 10%. Учитывая, что покупателями нефтепродуктов Тамбовской области являются сельскохозяйственные предприятия, промышленные предприятия, индивидуальные предприниматели, использующие нефтепродукты для собственных производственных целей, а также приобретающие нефтепродукты для дальнейшей перепродажи, с точки зрения экономической возможности (целесообразности) для них выгоднее покупать нефтепродукты в своем регионе, а не в соседних, так как это связно с дополнительным расходом топлива и времени. На транспортировку покупателя к продавцу затрачиваются также средства на амортизацию автомобиля, оплату труда водителя и других работников. В связи с тем, что поездки за приобретением нефтепродуктами в другие регионы экономически нецелесообразны, географические границы оптового рынка нефтепродуктов определяются территорией Тамбовской области.

5. Определение состава участников оптового рынка нефтепродуктов

5.1. Нефтебазы

Собственниками нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов) в Тамбовской области являются 8 хозяйствующих субъектов.

5.2. Продавцы

Оптовыми продавцами нефтепродуктов в Тамбовской области в 2009 году являются 15 хозяйствующих субъектов.

5.3. Покупатели

Оптовыми покупателями нефтепродуктов на рассматриваемом товарном рынке являются: сельскохозяйственные предприятия, промышленные предприятия, индивидуальные предприниматели, использующие нефтепродукты для собственных производственных целей, а также приобретающие нефтепродукты для дальнейшей перепродажи.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на оптовом рынке нефтепродуктов Тамбовской области

Объем оптового рынка нефтепродуктов в Тамбовской области в 2009 году составил:

А-76 - 27342,65 тонн, 13 хозяйствующих субъектов;

АИ-92 - 55721,857 тонн, 13 хозяйствующих субъектов;

АИ-95 - 6069,26 тонн, 9 хозяйствующих субъектов;

ДТ - 172825,818 тонн, 15 хозяйствующих субъектов.

Показатели рыночной концентрации, рассчитанные на основании долей участников оптового рынка нефтепродуктов Тамбовской области за 2009 год (CR-3=77,5-82,6%, HHI=2651,96-4025,79) свидетельствуют о высоком уровне концентрации данного рынка, конкурентная среда не развита.

7. Итоговая оценка состояния конкурентной среды на оптовом рынке нефтепродуктов Тамбовской области

По данным Тамбовстата в 2009 году основными хозяйствующими субъектами на оптовом рынке бензинов среди крупных и средних предприятий являлись 3 хозяйствующих субъекта. Удельный вес вышеуказанных хозяйствующих субъектов в общем объеме реализации бензинов крупными и средними предприятиями составил 98,8 %. Основными хозяйствующими субъектами на оптовом рынке дизельного топлива среди крупных и средних предприятий являлись 3 хозяйствующих субъекта. Удельный вес вышеуказанных хозяйствующих субъектов в общем объеме реализации топлива дизельного крупными и средними предприятиями составил 91 %. Оптовый рынок нефтепродуктов Тамбовской области относится к рынку с неразвитой конкуренцией, распределение долей участников рынка неравномерно.