ООО «Крокус-Винотека»
ул. К. Маркса, д. 72
г. Тамбов, 392001
ООО «Тамбов-Инфо»
ул. Советская, 34, 612
г. Тамбов, 392001
ООО «Пронто-Москва»
2-й Проезд Южнопортовый, 27А, стр.1
г. Москва, 115432
Руководителю Управления
Росздравнадзора по
Тамбовской области
А.В. Чернышеву
ул. Урожайная, д. 2ж,
г. Тамбов, 392000
Р Е Ш Е Н И Е № Р-1/13
Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 года
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – врио начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С.,
рассмотрев дело № Р-1/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Тамбов-Инфо» рекламы алкогольной продукции, содержащей недостоверную информацию о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья,
в присутствии представителей ООО «Тамбов-Инфо» генерального директора <…>,
в отсутствие представителя ООО «Крокус-Винотека», надлежащим образом извещено,
в отсутствие представителя ООО «Пронто-Москва», надлежащим образом извещено,
в отсутствие представителя Управления Роздравнадзора по Тамбовской области, надлежащим образом извещено,
У С Т А Н О В И Л А:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года (стр. 28-29) размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BECHEROVKA», содержащая следующую информацию: «…это крепкий горьковатый ликер, который создавался как лечебное средство… Производители бехеровки рекомендуют пить этот ликер в чистом виде в коньячных рюмочках перед ужином или поздним вечером во время беседы… Пить бехеровку рекомендуют даже от усталости после рабочего дня. В Словакии эту настойку чаще всего пьют с пивом. 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом. В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай. В таком виде ее можно употреблять каждый день…». В нижней части статьи размещались надписи «Информация предоставлена ООО «Крокус-винотека», «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».
Журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи массовых коммуникаций по Тамбовской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 68-024 от 19.01.2009, является рекламным изданием.
Учредителем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Пронто-Москва» (ИНН 7717005710, адрес: 115432, г. Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, 27А, стр.1). На основании договора № 145 от 20.03.2009 издателем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Тамбов-Инфо» (ИНН 6831017318, адрес: г. Тамбов, ул. Советская, 34, 612).
Поскольку в вышеуказанной рекламе содержалась недостоверная информация о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья, по признакам нарушения пунктов 2 и 10 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» в отношении ООО «Тамбов-Инфо», ООО «Крокус-Винотека» определением от 14.01.2013 (исх. от 15.01.2013 58-3-06/97) возбуждено настоящее дело. К участию в рассмотрении дела в качестве эксперта привлечено Управление Росздравнадзора по Тамбовской области.
Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом исх. от 28.01.2013 № И68-01.07-61/13-1 сообщило, что ликер «BECHEROVKA» не зарегистрирован в Российской Федерации как лекарственный препарат и не может использоваться в медицинских целях. Это алкогольная продукция с содержанием спирта 38%. Реклама ликера как лечебного средства может нанести вред здоровью потребителей.
04.02.2013 ООО «Тамбов-Инфо» представило объяснения (исх. от 04.02.2013 № 5, вх. № 832), в которых указало, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года публиковалась информационная статья «Тайна тринадцатого источника». Содержание текста информационной статьи было разработано редакцией, разрешение на опубликование дал непосредственно главный редактор издательства. Опубликованная статья содержит историческую информацию о создании ликера «BEСHEROVKA». ООО «Тамбов-Инфо» не производит и не является продавцом ликера «BEСHEROVKA», поэтому не может быть заинтересованным в придвижении данного объекта. Информация, опубликованная в журнале «MAGAZINE выходного дня» не является информацией рекламного характера.
05.02.2013 ООО «Крокус-Винотека» представило объяснения (исх. от 29.01.2013 № 10, вх. № 841), в которых указало, что ООО «Крокус-Винотека» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA» и, что указанная реклама не размещалась в интересах ООО «Крокус-Винотека», поскольку договор на ее размещение не заключался, поручений на распространение рекламы не давалось. Общество не согласовывало рекламный материал и не оплачивало указанную рекламу. ООО «Тамбов-Инфо» самовольно, без надлежащих разрешений, использовало информацию об ООО «Крокус-Винотека» и разместило рекламный материал.
07.02.2013 ООО «Пронто-Москва» представило объяснения (вх. № 971), в которых указало, что между ООО «Пронто-Москва» и ООО «Тамбов-Инфо» заключен издательский договор, в соответствии с которым ООО «Тамбов-Инфо» осуществляет издание СМИ журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» и имеет в своем составе редакцию. В соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ, несет редакция.
ООО «Тамбов-Инфо» письмом от 26.02.2013 № 10 (вх. от 27.02.2013 № 1691) дополнительно сообщило, что ссылка в статье «Информация представлена ООО «Крокус-Винотека» осталась ошибочно при верстке полосы. Жанр статьи, имеет историческую направленность, не побуждает к потреблению алкогольной продукции, что в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не является нарушением, так как допустима к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет. Материалы готовились на основании открытых печатных источников и сети Интернет.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
В журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года на странице 28-29 размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», содержащая информацию о том, что ликер «BEСHEROVKA» лечебное средство, полезен для здоровья, а его употребление способствует улучшению физического и эмоционального состояния.
В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В указанной рекламе содержится информация, что «…ликер бехеровка создавался как лечебное средство, …пить бехеровку рекомендуют от усталости, …в лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай».
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
В силу пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.
В рекламе содержится следующие утверждения: «…пить бехеровку рекомендуют даже от усталости... 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом…В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай… В таком виде ее можно употреблять каждый день…», что создает впечатление о том, что алкогольный напиток ликер «BEСHEROVKA» полезен для здоровья, а также способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 1 части 1, пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции, не должна обращаться к несовершеннолетним.
Указанная реклама, размещавшаяся в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов», обращена к неопределенному кругу лиц, в число которых входят несовершеннолетние граждане.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В рассматриваемой рекламе содержится не соответствующая действительности информация о назначении и потребительских свойствах алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA».
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».
Признаки нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» не подтвердились.
Статьей 38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Тамбов-Инфо».
С учетом изложенного, и на основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за распространение вышеуказанной рекламы, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе», несет рекламодатель - ООО «Тамбов-Инфо».
На рассмотрении дела 06.03.2013 генеральный директор ООО «Тамбов-Инфо» пояснил, что указанная реклама распространялась в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» только в № 11(43) за декабрь 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
- Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», размещавшуюся на станицах 28-29 журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе».
- В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
- Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии К.И. Мурзин
Н.В. Попова
К.С. Семикина
stdClass Object
(
[vid] => 9033
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № Р-1/13 по признакам нарушения ООО "Тамбов-Инфо" пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9033
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1365683815
[changed] => 1370516661
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370516661
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ООО «Крокус-Винотека»
ул. К. Маркса, д. 72
г. Тамбов, 392001
ООО «Тамбов-Инфо»
ул. Советская, 34, 612
г. Тамбов, 392001
ООО «Пронто-Москва»
2-й Проезд Южнопортовый, 27А, стр.1
г. Москва, 115432
Руководителю Управления
Росздравнадзора по
Тамбовской области
А.В. Чернышеву
ул. Урожайная, д. 2ж,
г. Тамбов, 392000
Р Е Ш Е Н И Е № Р-1/13
Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 года
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – врио начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С.,
рассмотрев дело № Р-1/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Тамбов-Инфо» рекламы алкогольной продукции, содержащей недостоверную информацию о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья,
в присутствии представителей ООО «Тамбов-Инфо» генерального директора <…>,
в отсутствие представителя ООО «Крокус-Винотека», надлежащим образом извещено,
в отсутствие представителя ООО «Пронто-Москва», надлежащим образом извещено,
в отсутствие представителя Управления Роздравнадзора по Тамбовской области, надлежащим образом извещено,
У С Т А Н О В И Л А:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года (стр. 28-29) размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BECHEROVKA», содержащая следующую информацию: «…это крепкий горьковатый ликер, который создавался как лечебное средство… Производители бехеровки рекомендуют пить этот ликер в чистом виде в коньячных рюмочках перед ужином или поздним вечером во время беседы… Пить бехеровку рекомендуют даже от усталости после рабочего дня. В Словакии эту настойку чаще всего пьют с пивом. 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом. В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай. В таком виде ее можно употреблять каждый день…». В нижней части статьи размещались надписи «Информация предоставлена ООО «Крокус-винотека», «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».
Журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи массовых коммуникаций по Тамбовской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 68-024 от 19.01.2009, является рекламным изданием.
Учредителем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Пронто-Москва» (ИНН 7717005710, адрес: 115432, г. Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, 27А, стр.1). На основании договора № 145 от 20.03.2009 издателем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Тамбов-Инфо» (ИНН 6831017318, адрес: г. Тамбов, ул. Советская, 34, 612).
Поскольку в вышеуказанной рекламе содержалась недостоверная информация о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья, по признакам нарушения пунктов 2 и 10 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» в отношении ООО «Тамбов-Инфо», ООО «Крокус-Винотека» определением от 14.01.2013 (исх. от 15.01.2013 58-3-06/97) возбуждено настоящее дело. К участию в рассмотрении дела в качестве эксперта привлечено Управление Росздравнадзора по Тамбовской области.
Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом исх. от 28.01.2013 № И68-01.07-61/13-1 сообщило, что ликер «BECHEROVKA» не зарегистрирован в Российской Федерации как лекарственный препарат и не может использоваться в медицинских целях. Это алкогольная продукция с содержанием спирта 38%. Реклама ликера как лечебного средства может нанести вред здоровью потребителей.
04.02.2013 ООО «Тамбов-Инфо» представило объяснения (исх. от 04.02.2013 № 5, вх. № 832), в которых указало, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года публиковалась информационная статья «Тайна тринадцатого источника». Содержание текста информационной статьи было разработано редакцией, разрешение на опубликование дал непосредственно главный редактор издательства. Опубликованная статья содержит историческую информацию о создании ликера «BEСHEROVKA». ООО «Тамбов-Инфо» не производит и не является продавцом ликера «BEСHEROVKA», поэтому не может быть заинтересованным в придвижении данного объекта. Информация, опубликованная в журнале «MAGAZINE выходного дня» не является информацией рекламного характера.
05.02.2013 ООО «Крокус-Винотека» представило объяснения (исх. от 29.01.2013 № 10, вх. № 841), в которых указало, что ООО «Крокус-Винотека» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA» и, что указанная реклама не размещалась в интересах ООО «Крокус-Винотека», поскольку договор на ее размещение не заключался, поручений на распространение рекламы не давалось. Общество не согласовывало рекламный материал и не оплачивало указанную рекламу. ООО «Тамбов-Инфо» самовольно, без надлежащих разрешений, использовало информацию об ООО «Крокус-Винотека» и разместило рекламный материал.
07.02.2013 ООО «Пронто-Москва» представило объяснения (вх. № 971), в которых указало, что между ООО «Пронто-Москва» и ООО «Тамбов-Инфо» заключен издательский договор, в соответствии с которым ООО «Тамбов-Инфо» осуществляет издание СМИ журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» и имеет в своем составе редакцию. В соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ, несет редакция.
ООО «Тамбов-Инфо» письмом от 26.02.2013 № 10 (вх. от 27.02.2013 № 1691) дополнительно сообщило, что ссылка в статье «Информация представлена ООО «Крокус-Винотека» осталась ошибочно при верстке полосы. Жанр статьи, имеет историческую направленность, не побуждает к потреблению алкогольной продукции, что в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не является нарушением, так как допустима к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет. Материалы готовились на основании открытых печатных источников и сети Интернет.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
В журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года на странице 28-29 размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», содержащая информацию о том, что ликер «BEСHEROVKA» лечебное средство, полезен для здоровья, а его употребление способствует улучшению физического и эмоционального состояния.
В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В указанной рекламе содержится информация, что «…ликер бехеровка создавался как лечебное средство, …пить бехеровку рекомендуют от усталости, …в лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай».
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
В силу пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.
В рекламе содержится следующие утверждения: «…пить бехеровку рекомендуют даже от усталости... 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом…В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай… В таком виде ее можно употреблять каждый день…», что создает впечатление о том, что алкогольный напиток ликер «BEСHEROVKA» полезен для здоровья, а также способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 1 части 1, пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции, не должна обращаться к несовершеннолетним.
Указанная реклама, размещавшаяся в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов», обращена к неопределенному кругу лиц, в число которых входят несовершеннолетние граждане.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В рассматриваемой рекламе содержится не соответствующая действительности информация о назначении и потребительских свойствах алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA».
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».
Признаки нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» не подтвердились.
Статьей 38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Тамбов-Инфо».
С учетом изложенного, и на основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за распространение вышеуказанной рекламы, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе», несет рекламодатель - ООО «Тамбов-Инфо».
На рассмотрении дела 06.03.2013 генеральный директор ООО «Тамбов-Инфо» пояснил, что указанная реклама распространялась в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» только в № 11(43) за декабрь 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
- Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», размещавшуюся на станицах 28-29 журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе».
- В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
- Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии К.И. Мурзин
Н.В. Попова
К.С. Семикина
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ООО «Крокус-Винотека»
ул. К. Маркса, д. 72
г. Тамбов, 392001
ООО «Тамбов-Инфо»
ул. Советская, 34, 612
г. Тамбов, 392001
ООО «Пронто-Москва»
2-й Проезд Южнопортовый, 27А, стр.1
г. Москва, 115432
Руководителю Управления
Росздравнадзора по
Тамбовской области
А.В. Чернышеву
ул. Урожайная, д. 2ж,
г. Тамбов, 392000
Р Е Ш Е Н И Е № Р-1/13
Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 года
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – врио начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С.,
рассмотрев дело № Р-1/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Тамбов-Инфо» рекламы алкогольной продукции, содержащей недостоверную информацию о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья,
в присутствии представителей ООО «Тамбов-Инфо» генерального директора <…>,
в отсутствие представителя ООО «Крокус-Винотека», надлежащим образом извещено,
в отсутствие представителя ООО «Пронто-Москва», надлежащим образом извещено,
в отсутствие представителя Управления Роздравнадзора по Тамбовской области, надлежащим образом извещено,
У С Т А Н О В И Л А:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года (стр. 28-29) размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BECHEROVKA», содержащая следующую информацию: «…это крепкий горьковатый ликер, который создавался как лечебное средство… Производители бехеровки рекомендуют пить этот ликер в чистом виде в коньячных рюмочках перед ужином или поздним вечером во время беседы… Пить бехеровку рекомендуют даже от усталости после рабочего дня. В Словакии эту настойку чаще всего пьют с пивом. 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом. В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай. В таком виде ее можно употреблять каждый день…». В нижней части статьи размещались надписи «Информация предоставлена ООО «Крокус-винотека», «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».
Журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи массовых коммуникаций по Тамбовской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 68-024 от 19.01.2009, является рекламным изданием.
Учредителем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Пронто-Москва» (ИНН 7717005710, адрес: 115432, г. Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, 27А, стр.1). На основании договора № 145 от 20.03.2009 издателем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Тамбов-Инфо» (ИНН 6831017318, адрес: г. Тамбов, ул. Советская, 34, 612).
Поскольку в вышеуказанной рекламе содержалась недостоверная информация о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья, по признакам нарушения пунктов 2 и 10 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» в отношении ООО «Тамбов-Инфо», ООО «Крокус-Винотека» определением от 14.01.2013 (исх. от 15.01.2013 58-3-06/97) возбуждено настоящее дело. К участию в рассмотрении дела в качестве эксперта привлечено Управление Росздравнадзора по Тамбовской области.
Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом исх. от 28.01.2013 № И68-01.07-61/13-1 сообщило, что ликер «BECHEROVKA» не зарегистрирован в Российской Федерации как лекарственный препарат и не может использоваться в медицинских целях. Это алкогольная продукция с содержанием спирта 38%. Реклама ликера как лечебного средства может нанести вред здоровью потребителей.
04.02.2013 ООО «Тамбов-Инфо» представило объяснения (исх. от 04.02.2013 № 5, вх. № 832), в которых указало, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года публиковалась информационная статья «Тайна тринадцатого источника». Содержание текста информационной статьи было разработано редакцией, разрешение на опубликование дал непосредственно главный редактор издательства. Опубликованная статья содержит историческую информацию о создании ликера «BEСHEROVKA». ООО «Тамбов-Инфо» не производит и не является продавцом ликера «BEСHEROVKA», поэтому не может быть заинтересованным в придвижении данного объекта. Информация, опубликованная в журнале «MAGAZINE выходного дня» не является информацией рекламного характера.
05.02.2013 ООО «Крокус-Винотека» представило объяснения (исх. от 29.01.2013 № 10, вх. № 841), в которых указало, что ООО «Крокус-Винотека» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA» и, что указанная реклама не размещалась в интересах ООО «Крокус-Винотека», поскольку договор на ее размещение не заключался, поручений на распространение рекламы не давалось. Общество не согласовывало рекламный материал и не оплачивало указанную рекламу. ООО «Тамбов-Инфо» самовольно, без надлежащих разрешений, использовало информацию об ООО «Крокус-Винотека» и разместило рекламный материал.
07.02.2013 ООО «Пронто-Москва» представило объяснения (вх. № 971), в которых указало, что между ООО «Пронто-Москва» и ООО «Тамбов-Инфо» заключен издательский договор, в соответствии с которым ООО «Тамбов-Инфо» осуществляет издание СМИ журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» и имеет в своем составе редакцию. В соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ, несет редакция.
ООО «Тамбов-Инфо» письмом от 26.02.2013 № 10 (вх. от 27.02.2013 № 1691) дополнительно сообщило, что ссылка в статье «Информация представлена ООО «Крокус-Винотека» осталась ошибочно при верстке полосы. Жанр статьи, имеет историческую направленность, не побуждает к потреблению алкогольной продукции, что в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не является нарушением, так как допустима к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет. Материалы готовились на основании открытых печатных источников и сети Интернет.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
В журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года на странице 28-29 размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», содержащая информацию о том, что ликер «BEСHEROVKA» лечебное средство, полезен для здоровья, а его употребление способствует улучшению физического и эмоционального состояния.
В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В указанной рекламе содержится информация, что «…ликер бехеровка создавался как лечебное средство, …пить бехеровку рекомендуют от усталости, …в лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай».
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
В силу пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.
В рекламе содержится следующие утверждения: «…пить бехеровку рекомендуют даже от усталости... 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом…В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай… В таком виде ее можно употреблять каждый день…», что создает впечатление о том, что алкогольный напиток ликер «BEСHEROVKA» полезен для здоровья, а также способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 1 части 1, пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции, не должна обращаться к несовершеннолетним.
Указанная реклама, размещавшаяся в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов», обращена к неопределенному кругу лиц, в число которых входят несовершеннолетние граждане.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В рассматриваемой рекламе содержится не соответствующая действительности информация о назначении и потребительских свойствах алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA».
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».
Признаки нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» не подтвердились.
Статьей 38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Тамбов-Инфо».
С учетом изложенного, и на основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за распространение вышеуказанной рекламы, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе», несет рекламодатель - ООО «Тамбов-Инфо».
На рассмотрении дела 06.03.2013 генеральный директор ООО «Тамбов-Инфо» пояснил, что указанная реклама распространялась в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» только в № 11(43) за декабрь 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
- Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», размещавшуюся на станицах 28-29 журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе».
- В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
- Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии К.И. Мурзин
Н.В. Попова
К.С. Семикина
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => Р-1/13
[format] =>
[safe_value] => Р-1/13
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 7
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-04-11 12:34:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-04-11 12:34:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1365683815
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Тамбовское УФАС России
)