Решение по делу № Р-1/13 по признакам нарушения ООО "Тамбов-Инфо" пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе»

Номер дела: Р-1/13
Дата публикации: 11 апреля 2013, 16:34

ООО «Крокус-Винотека»

 

ул. К. Маркса, д. 72

г. Тамбов, 392001

 

ООО «Тамбов-Инфо»

 

ул. Советская, 34, 612

г. Тамбов, 392001

 

ООО «Пронто-Москва»

 

2-й Проезд Южнопортовый, 27А, стр.1

г. Москва, 115432

 

Руководителю Управления

Росздравнадзора по

Тамбовской области

А.В. Чернышеву

 

ул. Урожайная, д. 2ж,

г. Тамбов, 392000

Р Е Ш Е Н И Е № Р-1/13

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2013 года                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 года

                                                                                                             г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – врио начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля  Попова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С.,

рассмотрев дело № Р-1/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Тамбов-Инфо» рекламы алкогольной продукции, содержащей  недостоверную информацию о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья,

 

в присутствии представителей ООО «Тамбов-Инфо» генерального директора <…>,

в отсутствие представителя ООО «Крокус-Винотека», надлежащим образом извещено,

в отсутствие представителя ООО «Пронто-Москва», надлежащим образом извещено,

в отсутствие представителя Управления Роздравнадзора по Тамбовской области, надлежащим образом извещено,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года (стр. 28-29) размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BECHEROVKA», содержащая следующую информацию: «…это крепкий горьковатый ликер, который создавался как лечебное средство… Производители бехеровки рекомендуют пить этот ликер в чистом виде в коньячных рюмочках перед ужином или поздним вечером во время беседы… Пить бехеровку рекомендуют даже от усталости после рабочего дня. В Словакии эту настойку чаще всего пьют с пивом. 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом. В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай. В таком виде ее можно употреблять каждый день…». В нижней части статьи размещались надписи «Информация предоставлена ООО «Крокус-винотека»,   «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».

Журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи массовых коммуникаций по Тамбовской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 68-024 от 19.01.2009, является рекламным изданием.

Учредителем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Пронто-Москва» (ИНН 7717005710, адрес: 115432, г. Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, 27А, стр.1). На основании договора № 145 от 20.03.2009 издателем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Тамбов-Инфо» (ИНН 6831017318, адрес: г. Тамбов, ул. Советская, 34, 612).

Поскольку в вышеуказанной рекламе содержалась недостоверная информация о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья, по признакам нарушения пунктов 2 и 10 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» в отношении ООО «Тамбов-Инфо», ООО «Крокус-Винотека» определением от 14.01.2013 (исх. от 15.01.2013 58-3-06/97) возбуждено настоящее дело. К участию в рассмотрении дела в качестве эксперта привлечено Управление Росздравнадзора по Тамбовской области.

Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом исх. от 28.01.2013 № И68-01.07-61/13-1 сообщило, что ликер «BECHEROVKA» не зарегистрирован в Российской Федерации как лекарственный препарат и не может использоваться в медицинских целях. Это алкогольная продукция с содержанием спирта 38%. Реклама ликера как лечебного средства может нанести вред здоровью потребителей.

04.02.2013 ООО «Тамбов-Инфо» представило объяснения (исх. от 04.02.2013 № 5, вх. № 832), в которых указало, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года публиковалась информационная статья «Тайна тринадцатого источника». Содержание текста информационной статьи было разработано редакцией, разрешение на опубликование дал непосредственно главный редактор издательства. Опубликованная статья содержит историческую информацию о создании ликера «BEСHEROVKA». ООО «Тамбов-Инфо» не производит и не является продавцом ликера «BEСHEROVKA», поэтому не может быть  заинтересованным в придвижении данного объекта. Информация, опубликованная в журнале «MAGAZINE выходного дня» не является информацией рекламного характера.

05.02.2013 ООО «Крокус-Винотека» представило объяснения (исх. от 29.01.2013 № 10, вх. № 841), в которых указало, что ООО «Крокус-Винотека» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA» и, что указанная реклама не размещалась в интересах  ООО «Крокус-Винотека», поскольку договор на ее размещение не заключался, поручений на распространение рекламы не давалось. Общество не согласовывало рекламный материал и не оплачивало указанную рекламу. ООО «Тамбов-Инфо» самовольно, без надлежащих разрешений, использовало информацию об ООО «Крокус-Винотека» и разместило рекламный материал.

07.02.2013 ООО «Пронто-Москва» представило объяснения (вх. № 971), в которых указало, что между ООО «Пронто-Москва» и ООО «Тамбов-Инфо» заключен издательский договор, в соответствии с которым ООО «Тамбов-Инфо» осуществляет издание СМИ журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» и имеет в своем составе редакцию. В соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ, несет редакция.

ООО «Тамбов-Инфо» письмом от 26.02.2013 № 10 (вх. от 27.02.2013 № 1691) дополнительно сообщило, что ссылка в статье «Информация представлена ООО «Крокус-Винотека» осталась ошибочно при верстке полосы. Жанр статьи, имеет историческую направленность, не побуждает к потреблению алкогольной продукции, что в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не является нарушением, так как допустима к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет. Материалы готовились на основании открытых печатных источников и сети Интернет.

 

Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

В журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года на странице 28-29 размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», содержащая информацию о том, что ликер «BEСHEROVKA» лечебное средство, полезен для здоровья, а его употребление способствует улучшению физического и эмоционального состояния.

В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В указанной рекламе содержится информация, что «…ликер бехеровка создавался как лечебное средство, …пить бехеровку рекомендуют от усталости, …в лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай».

Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции  не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В силу пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.

В рекламе содержится следующие утверждения: «…пить бехеровку рекомендуют даже от усталости... 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом…В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай… В таком виде ее можно употреблять каждый день…», что создает впечатление о том, что алкогольный напиток ликер «BEСHEROVKA» полезен для здоровья, а также способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 1 части 1, пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции, не должна обращаться к несовершеннолетним.

Указанная реклама, размещавшаяся в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов», обращена к неопределенному кругу лиц, в число которых входят несовершеннолетние граждане.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе содержится не соответствующая действительности информация о назначении и потребительских свойствах алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA».

Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Признаки нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» не подтвердились.

Статьей 38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение пункта 2  части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Тамбов-Инфо».

С учетом изложенного, и на основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за распространение вышеуказанной рекламы, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе», несет рекламодатель -  ООО «Тамбов-Инфо». 

На рассмотрении дела 06.03.2013 генеральный директор ООО «Тамбов-Инфо» пояснил, что указанная реклама распространялась в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» только в № 11(43) за декабрь 2012 года. 

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», размещавшуюся на станицах 28-29 журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе».
  2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Е.А. Гречишникова

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        К.И. Мурзин                                                                                                                    

 Н.В. Попова

 

К.С. Семикина

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9033 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № Р-1/13 по признакам нарушения ООО "Тамбов-Инфо" пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9033 [type] => solution [language] => ru [created] => 1365683815 [changed] => 1370516661 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370516661 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО «Крокус-Винотека»

 

ул. К. Маркса, д. 72

г. Тамбов, 392001

 

ООО «Тамбов-Инфо»

 

ул. Советская, 34, 612

г. Тамбов, 392001

 

ООО «Пронто-Москва»

 

2-й Проезд Южнопортовый, 27А, стр.1

г. Москва, 115432

 

Руководителю Управления

Росздравнадзора по

Тамбовской области

А.В. Чернышеву

 

ул. Урожайная, д. 2ж,

г. Тамбов, 392000

Р Е Ш Е Н И Е № Р-1/13

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2013 года                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 года

                                                                                                             г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – врио начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля  Попова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С.,

рассмотрев дело № Р-1/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Тамбов-Инфо» рекламы алкогольной продукции, содержащей  недостоверную информацию о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья,

 

в присутствии представителей ООО «Тамбов-Инфо» генерального директора <…>,

в отсутствие представителя ООО «Крокус-Винотека», надлежащим образом извещено,

в отсутствие представителя ООО «Пронто-Москва», надлежащим образом извещено,

в отсутствие представителя Управления Роздравнадзора по Тамбовской области, надлежащим образом извещено,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года (стр. 28-29) размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BECHEROVKA», содержащая следующую информацию: «…это крепкий горьковатый ликер, который создавался как лечебное средство… Производители бехеровки рекомендуют пить этот ликер в чистом виде в коньячных рюмочках перед ужином или поздним вечером во время беседы… Пить бехеровку рекомендуют даже от усталости после рабочего дня. В Словакии эту настойку чаще всего пьют с пивом. 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом. В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай. В таком виде ее можно употреблять каждый день…». В нижней части статьи размещались надписи «Информация предоставлена ООО «Крокус-винотека»,   «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».

Журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи массовых коммуникаций по Тамбовской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 68-024 от 19.01.2009, является рекламным изданием.

Учредителем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Пронто-Москва» (ИНН 7717005710, адрес: 115432, г. Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, 27А, стр.1). На основании договора № 145 от 20.03.2009 издателем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Тамбов-Инфо» (ИНН 6831017318, адрес: г. Тамбов, ул. Советская, 34, 612).

Поскольку в вышеуказанной рекламе содержалась недостоверная информация о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья, по признакам нарушения пунктов 2 и 10 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» в отношении ООО «Тамбов-Инфо», ООО «Крокус-Винотека» определением от 14.01.2013 (исх. от 15.01.2013 58-3-06/97) возбуждено настоящее дело. К участию в рассмотрении дела в качестве эксперта привлечено Управление Росздравнадзора по Тамбовской области.

Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом исх. от 28.01.2013 № И68-01.07-61/13-1 сообщило, что ликер «BECHEROVKA» не зарегистрирован в Российской Федерации как лекарственный препарат и не может использоваться в медицинских целях. Это алкогольная продукция с содержанием спирта 38%. Реклама ликера как лечебного средства может нанести вред здоровью потребителей.

04.02.2013 ООО «Тамбов-Инфо» представило объяснения (исх. от 04.02.2013 № 5, вх. № 832), в которых указало, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года публиковалась информационная статья «Тайна тринадцатого источника». Содержание текста информационной статьи было разработано редакцией, разрешение на опубликование дал непосредственно главный редактор издательства. Опубликованная статья содержит историческую информацию о создании ликера «BEСHEROVKA». ООО «Тамбов-Инфо» не производит и не является продавцом ликера «BEСHEROVKA», поэтому не может быть  заинтересованным в придвижении данного объекта. Информация, опубликованная в журнале «MAGAZINE выходного дня» не является информацией рекламного характера.

05.02.2013 ООО «Крокус-Винотека» представило объяснения (исх. от 29.01.2013 № 10, вх. № 841), в которых указало, что ООО «Крокус-Винотека» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA» и, что указанная реклама не размещалась в интересах  ООО «Крокус-Винотека», поскольку договор на ее размещение не заключался, поручений на распространение рекламы не давалось. Общество не согласовывало рекламный материал и не оплачивало указанную рекламу. ООО «Тамбов-Инфо» самовольно, без надлежащих разрешений, использовало информацию об ООО «Крокус-Винотека» и разместило рекламный материал.

07.02.2013 ООО «Пронто-Москва» представило объяснения (вх. № 971), в которых указало, что между ООО «Пронто-Москва» и ООО «Тамбов-Инфо» заключен издательский договор, в соответствии с которым ООО «Тамбов-Инфо» осуществляет издание СМИ журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» и имеет в своем составе редакцию. В соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ, несет редакция.

ООО «Тамбов-Инфо» письмом от 26.02.2013 № 10 (вх. от 27.02.2013 № 1691) дополнительно сообщило, что ссылка в статье «Информация представлена ООО «Крокус-Винотека» осталась ошибочно при верстке полосы. Жанр статьи, имеет историческую направленность, не побуждает к потреблению алкогольной продукции, что в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не является нарушением, так как допустима к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет. Материалы готовились на основании открытых печатных источников и сети Интернет.

 

Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

В журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года на странице 28-29 размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», содержащая информацию о том, что ликер «BEСHEROVKA» лечебное средство, полезен для здоровья, а его употребление способствует улучшению физического и эмоционального состояния.

В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В указанной рекламе содержится информация, что «…ликер бехеровка создавался как лечебное средство, …пить бехеровку рекомендуют от усталости, …в лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай».

Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции  не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В силу пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.

В рекламе содержится следующие утверждения: «…пить бехеровку рекомендуют даже от усталости... 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом…В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай… В таком виде ее можно употреблять каждый день…», что создает впечатление о том, что алкогольный напиток ликер «BEСHEROVKA» полезен для здоровья, а также способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 1 части 1, пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции, не должна обращаться к несовершеннолетним.

Указанная реклама, размещавшаяся в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов», обращена к неопределенному кругу лиц, в число которых входят несовершеннолетние граждане.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе содержится не соответствующая действительности информация о назначении и потребительских свойствах алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA».

Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Признаки нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» не подтвердились.

Статьей 38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение пункта 2  части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Тамбов-Инфо».

С учетом изложенного, и на основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за распространение вышеуказанной рекламы, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе», несет рекламодатель -  ООО «Тамбов-Инфо». 

На рассмотрении дела 06.03.2013 генеральный директор ООО «Тамбов-Инфо» пояснил, что указанная реклама распространялась в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» только в № 11(43) за декабрь 2012 года. 

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», размещавшуюся на станицах 28-29 журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе».
  2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Е.А. Гречишникова

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        К.И. Мурзин                                                                                                                    

 Н.В. Попова

 

К.С. Семикина

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ООО «Крокус-Винотека»

 

ул. К. Маркса, д. 72

г. Тамбов, 392001

 

ООО «Тамбов-Инфо»

 

ул. Советская, 34, 612

г. Тамбов, 392001

 

ООО «Пронто-Москва»

 

2-й Проезд Южнопортовый, 27А, стр.1

г. Москва, 115432

 

Руководителю Управления

Росздравнадзора по

Тамбовской области

А.В. Чернышеву

 

ул. Урожайная, д. 2ж,

г. Тамбов, 392000

Р Е Ш Е Н И Е № Р-1/13

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2013 года                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 года

                                                                                                             г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – врио начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля  Попова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С.,

рассмотрев дело № Р-1/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Тамбов-Инфо» рекламы алкогольной продукции, содержащей  недостоверную информацию о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья,

 

в присутствии представителей ООО «Тамбов-Инфо» генерального директора <…>,

в отсутствие представителя ООО «Крокус-Винотека», надлежащим образом извещено,

в отсутствие представителя ООО «Пронто-Москва», надлежащим образом извещено,

в отсутствие представителя Управления Роздравнадзора по Тамбовской области, надлежащим образом извещено,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года (стр. 28-29) размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BECHEROVKA», содержащая следующую информацию: «…это крепкий горьковатый ликер, который создавался как лечебное средство… Производители бехеровки рекомендуют пить этот ликер в чистом виде в коньячных рюмочках перед ужином или поздним вечером во время беседы… Пить бехеровку рекомендуют даже от усталости после рабочего дня. В Словакии эту настойку чаще всего пьют с пивом. 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом. В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай. В таком виде ее можно употреблять каждый день…». В нижней части статьи размещались надписи «Информация предоставлена ООО «Крокус-винотека»,   «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».

Журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи массовых коммуникаций по Тамбовской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 68-024 от 19.01.2009, является рекламным изданием.

Учредителем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Пронто-Москва» (ИНН 7717005710, адрес: 115432, г. Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, 27А, стр.1). На основании договора № 145 от 20.03.2009 издателем журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» является ООО «Тамбов-Инфо» (ИНН 6831017318, адрес: г. Тамбов, ул. Советская, 34, 612).

Поскольку в вышеуказанной рекламе содержалась недостоверная информация о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья, по признакам нарушения пунктов 2 и 10 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» в отношении ООО «Тамбов-Инфо», ООО «Крокус-Винотека» определением от 14.01.2013 (исх. от 15.01.2013 58-3-06/97) возбуждено настоящее дело. К участию в рассмотрении дела в качестве эксперта привлечено Управление Росздравнадзора по Тамбовской области.

Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом исх. от 28.01.2013 № И68-01.07-61/13-1 сообщило, что ликер «BECHEROVKA» не зарегистрирован в Российской Федерации как лекарственный препарат и не может использоваться в медицинских целях. Это алкогольная продукция с содержанием спирта 38%. Реклама ликера как лечебного средства может нанести вред здоровью потребителей.

04.02.2013 ООО «Тамбов-Инфо» представило объяснения (исх. от 04.02.2013 № 5, вх. № 832), в которых указало, что в журнале «MAGAZINE выходного дня» № 11(43) за декабрь 2012 года публиковалась информационная статья «Тайна тринадцатого источника». Содержание текста информационной статьи было разработано редакцией, разрешение на опубликование дал непосредственно главный редактор издательства. Опубликованная статья содержит историческую информацию о создании ликера «BEСHEROVKA». ООО «Тамбов-Инфо» не производит и не является продавцом ликера «BEСHEROVKA», поэтому не может быть  заинтересованным в придвижении данного объекта. Информация, опубликованная в журнале «MAGAZINE выходного дня» не является информацией рекламного характера.

05.02.2013 ООО «Крокус-Винотека» представило объяснения (исх. от 29.01.2013 № 10, вх. № 841), в которых указало, что ООО «Крокус-Винотека» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA» и, что указанная реклама не размещалась в интересах  ООО «Крокус-Винотека», поскольку договор на ее размещение не заключался, поручений на распространение рекламы не давалось. Общество не согласовывало рекламный материал и не оплачивало указанную рекламу. ООО «Тамбов-Инфо» самовольно, без надлежащих разрешений, использовало информацию об ООО «Крокус-Винотека» и разместило рекламный материал.

07.02.2013 ООО «Пронто-Москва» представило объяснения (вх. № 971), в которых указало, что между ООО «Пронто-Москва» и ООО «Тамбов-Инфо» заключен издательский договор, в соответствии с которым ООО «Тамбов-Инфо» осуществляет издание СМИ журнал «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» и имеет в своем составе редакцию. В соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ, несет редакция.

ООО «Тамбов-Инфо» письмом от 26.02.2013 № 10 (вх. от 27.02.2013 № 1691) дополнительно сообщило, что ссылка в статье «Информация представлена ООО «Крокус-Винотека» осталась ошибочно при верстке полосы. Жанр статьи, имеет историческую направленность, не побуждает к потреблению алкогольной продукции, что в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не является нарушением, так как допустима к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет. Материалы готовились на основании открытых печатных источников и сети Интернет.

 

Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

В журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года на странице 28-29 размещалась реклама алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», содержащая информацию о том, что ликер «BEСHEROVKA» лечебное средство, полезен для здоровья, а его употребление способствует улучшению физического и эмоционального состояния.

В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В указанной рекламе содержится информация, что «…ликер бехеровка создавался как лечебное средство, …пить бехеровку рекомендуют от усталости, …в лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай».

Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции  не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В силу пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.

В рекламе содержится следующие утверждения: «…пить бехеровку рекомендуют даже от усталости... 40-50 г бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом…В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай… В таком виде ее можно употреблять каждый день…», что создает впечатление о том, что алкогольный напиток ликер «BEСHEROVKA» полезен для здоровья, а также способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 1 части 1, пункта 3 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции, не должна обращаться к несовершеннолетним.

Указанная реклама, размещавшаяся в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов», обращена к неопределенному кругу лиц, в число которых входят несовершеннолетние граждане.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе содержится не соответствующая действительности информация о назначении и потребительских свойствах алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA».

Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Признаки нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» не подтвердились.

Статьей 38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение пункта 2  части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Тамбов-Инфо».

С учетом изложенного, и на основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за распространение вышеуказанной рекламы, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе», несет рекламодатель -  ООО «Тамбов-Инфо». 

На рассмотрении дела 06.03.2013 генеральный директор ООО «Тамбов-Инфо» пояснил, что указанная реклама распространялась в журнале «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» только в № 11(43) за декабрь 2012 года. 

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции ликера «BEСHEROVKA», размещавшуюся на станицах 28-29 журнала «MAGAZINE выходного дня г. Тамбов» № 11(43) за декабрь 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе».
  2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Е.А. Гречишникова

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        К.И. Мурзин                                                                                                                    

 Н.В. Попова

 

К.С. Семикина

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р-1/13 [format] => [safe_value] => Р-1/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-11 12:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-11 12:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1365683815 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тамбовское УФАС России )