Решение и предписание по делу №А3-4/14: гражданка и прокуратура Первомайского района против ООО УК "Тамбовский коммунальный стандрат" и ООО "ЖилТехСервис"

Номер дела: А3-4/14
Дата публикации: 4 июля 2014, 16:09

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №А3-4/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» июня 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «4» июля 2014 г.

г.Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области) по рассмотрению дела №А3-4/14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее также – Комиссия) в составе:

председатель – врио руководителя Мазаева С.В.,

члены:

заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,

рассмотрев дело №А3-4/14 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тамбовский коммунальный стандарт" (392000, г.Тамбов, ул.Советская, 184, оф.63, ИНН 6829023392) и ООО «ЖилТехСервис» (392027,Тамбовская обл, ,Тамбов г, ,Магистральная ул,29А, ИНН 6829027164) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тамбовское УФАС России поступило заявление жителей дома №3 по ул.Дружбы р.п.Первомайский о злоупотреблении ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в части взимания платы на ввод в эксплуатацию приборов учета воды.

По результатам рассмотрения заявления в отношении ООО УК «ТКС» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрения дела в качестве второго ответчика привлечено ООО «ЖилТехСервис» (далее – ООО «ЖТС»).

ООО УК «ТКС» представило пояснения, в которых указало, что оно самостоятельно не осуществляет работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Данные работы осуществляет ООО «ЖТС». Привлечение управляющей организацией другой подрядной организации для осуществления функций по ремонту и содержанию МКД не противоречит закону.

ООО «ЖилТехСервис» представило пояснения, в которых указало, что ООО УК «ТКС» по договору передало ему функции по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в т.ч. дома заявителя. Услуги по вводу в эксплуатацию приборов учета ООО «ЖТС» осуществляет на основании п.2.3 данного договора. Опломбировка приборов учета осуществляется обществом бесплатно. Услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета осуществляется бесплатно и не актируется. Населению также оказывается услуга по допуску в эксплуатацию прибора учета (за которую, согласно пояснениям представителя общества, и взимается плата). Услуга включает в себя проверку и определение готовности прибора учета, в т.ч. входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов. Процедура оформляется соответствующим актом. Допуск прибора в эксплуатацию предусмотрен Постановлением Правительства РФ «О функционировании розничных рынков электроэнергии…». Допуск прибора учета в качестве отдельной услуги предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №776.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

1. ООО УК «ТКС» осуществляет на территории р.п.Первомайский Первомайского района Тамбовской области управление многоквартирными домами (далее и ранее – МКД).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Тамбовским УФАС России в ходе рассмотрения обращения заявителя произведен в соответствии с порядком, установленным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке, на котором совершены спорные действия.

Продуктовыми границами рынка в данном случае является комплекс услуг по управлению многоквартирными домами. Географическими границами рынка услуг, в которых хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность, являются административные границы Первомайского района Тамбовской области. Потребителями услуг по управлению многоквартирными домами являются физические лица, проживающие в многоквартирных домах на территории Первомайского района Тамбовской области.

В ходе исследования рынка было установлено, что на нем осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта: ООО УК «Тамбовский коммунальный Стандарт» и ООО «Гарант Стройсервис» (393700, Тамбовская обл., Первомайский р-н, р.п.Первомайское, пл.Ленина, 6).

При оценке концентрации на рынке был применен Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана. Данный индекс находится в пределах 2000<= HHI<=10000, т.е. имеет место высокая концентрация товарного рынка.

Доля ООО УК «ТКС» на исследованном  рынке составила более 50%.

ООО «ЖилТехСервис» входит с ООО УК «ТКС» в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п.8 ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции, т.к. у данных обществ функции единоличного исполнительного органа осуществляет одно лицо – <...> (оба общества входят с ним в одну группу лиц по основанию п.2 ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции).

Следовательно, ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» занимают доминирующее положение на рынке управления МКД в р.п.Первомайский Первомайского района Тамбовской области как группа лиц.

2. Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что ООО УК «ТКС» осуществляет на основании соответствующих договоров управление МКД в р.п.Первомайский.

Между ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» заключен договор от 01.07.2011 №1/11, согласно которому ООО «ЖТС» осуществляет ремонт и содержание домов, находящихся в управлении ООО УК «ТКС».

Генеральным директором ООО УК «ТКС» 01.11.2013 утвержден перечень и стоимость платных услуг, оказываемых ООО «ЖТС» населению за дополнительную плату, в который входят пункты 54-56:

- допуск прибора учета в эксплуатацию за 1 п/у: 249,6 руб.,

- допуск прибора учета в эксплуатацию за 2 п/у: 280,8 руб.,

- допуск прибора учета в эксплуатацию за 4 п/у: 301,6 руб.

Факт применения данного прейскуранта ООО «ЖТС» подтверждается имеющимися в деле актами и квитанциями об оплате: акт №172 от 03.12.2013 (ул.<...> – оплачено 280,8 руб. за допуск двух счетчиков), акт №173 от 03.12.2013 (ул.<...> – оплачено 249,6 руб. за допуск одного счетчика), акт №187 от 25.12.2013 (ул.<...> – оплачено 301,6 руб. за допуск четырех счетчиков) и другие.

Таким образом, ООО УК «ТКС» предопределило платность услуг под наименованием «допуск прибора учета в эксплуатацию».

Между тем, данные действия управляющей организации противоречат закону.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Правила предоставления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Согласно п.81(4) Правил оказания коммунальных услуг в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (п.81(9) Правил оказания коммунальных услуг).

Согласно объяснениям ответчиков по делу услуга «допуск прибора учета в эксплуатацию» включает в себя проверку и определение готовности прибора учета, в т.ч. входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов.

Очевидно, что все действия, которые, по утверждению ответчиков, являются частью услуги допуска в эксплуатацию прибора учета, входят в перечень процедур по вводу в эксплуатацию прибора учета, а значит,  должны быть бесплатными.

Фактически, ответчики искусственно разделяют понятия «допуск» и «ввод» прибора учета в эксплуатацию, причем никаких доказательств отличия данных процедур Комиссии не представлено.

Совпадение производимых ответчиками действий и работ по допуску прибора с его вводом в эксплуатацию подтверждается содержанием актов, составляемых ими по результатам допуска приборов в эксплуатацию.

Так, согласно п.81(6) Правил предоставления коммунальных услуг о результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки.

Рассмотрим, например, акт допуска №172 от 03.12.2013. В нем указаны: дата и адрес допуска прибора учета в эксплуатацию (03.12.13 ул.<...>), предусмотрены строки для внесения сведений о лицах, принимавших участие в процедуре допуска, типы и заводские номера приборов учета (СВ-15х №Н282350612, СВ-15г №Н280424412), предусмотрена отметка о решении о допуске или об отказе в допуске  приборов учета, внесены показания приборов учета, даты поверок.

Никакой иной значимой информации рассмотренный акт не содержит, отличительные особенности произведенных работ от ввода прибора учета в эксплуатацию также ничем не подтверждаются.

Таким образом, акты допуска, составляемые ООО «ЖТС», по сути и содержанию являются актами ввода в эксплуатацию приборов учета, взимание платы за оказание данной услуги и противоречит закону.

Ссылки ответчиков по делу на то, что допуск в эксплуатацию прибора учета воды предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №776, отклоняются Комиссией Тамбовского УФАС России ввиду следующего.

Правила коммерческого учета, утвержденные указанным актом (далее – Правила коммерческого учета), действительно предусматривают допуск прибора учета в эксплуатацию как одну из стадий ведения коммерческого учета.

При этом, п.39 данных правил предусмотрено, что при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке: а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах; б) соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета; д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).

Анализируя п.39 Правил коммерческого учета и п.81(4) Правил оказания коммунальных услуг, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что указанные акты предусматривают осуществление одной и той же процедуры - допуск (ввод) прибора учета в эксплуатацию.

При этом, Правила коммерческого учета не предусматривают платность такой процедуры, а Правила оказания коммунальных услуг прямо устанавливают ее безвозмездность.

Таким образом, действия группы лиц ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» нарушают п.81(4) Правил оказания коммунальных услуг.

3. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Таким образом, запреты ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции распространяются в равной мере на ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС».

В данном случае, ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» организовали и осуществляли незаконное взимание с потребителей платы за допуск (ввод) в эксплуатацию приборов учета воды, чем ущемляли их интересы, в т.ч. интересы заявителя по делу, т.е. нарушили требования ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

На запрос Тамбовского УФАС России (исх. от 02.06.2014 №58-3-06/2205) относительно выручки ООО «ЖСТ» от допуска в эксплуатацию приборов учета воды за период с 01.10.2013  общество сообщило, что его выручка составила <...> руб. Данная сумма является прямым ущербом, причиненным нарушением антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО Управляющая компания «Тамбовский коммунальный стандарт» и ООО «ЖилТехСервис» нарушившими требования ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по взиманию платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области.

2. Выдать предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением: в срок до «26» июля 2014 года:

2.1) ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» прекратить взимание платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области;

2.2) ООО «ЖТС» перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от неправомерного взимания платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области в размере <...> рублей;

2.3) об исполнении предписания сообщить не позднее пяти рабочих дней с даты его исполнения.

 

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии

С.В. Мазаева

 

 

Члены комиссии

Н.Н. Колодина

 

 

 

К.И. Мурзин

 

 

 

К.С. Кузнецова

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу №А3-4/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

«4» июля 2014 г.

г.Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – врио руководителя Мазаева С.В.,

члены:

заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4   статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 04.07.2014 по делу №А3-4/14 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тамбовский коммунальный стандарт" (392000, г.Тамбов, ул.Советская, 184, оф.63, ИНН 6829023392) (далее – ООО УК «ТКС») и ООО «ЖилТехСервис» (392027,Тамбовская обл, ,Тамбов г, ,Магистральная ул,29А, ИНН 6829027164) (далее – ООО «ЖТС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» в срок до «26» июля 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в Первомайском районе Тамбовской области в части взимания платы за допуск (ввод) в эксплуатацию приборов учета воды:

1.1) ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» прекратить взимание платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области;

1.2) ООО «ЖТС» перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от неправомерного взимания платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области в размере <...> руб.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

3. Реквизиты для перечисления денежных средств в соответствии с п.1.2 настоящего предписания:

Получатель:  ИНН 6831001163 КПП 682901001

УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Тамбовской области

БИК: 046850001

Счет: № 40101810000000010005

ОКАТО: 68401000000

ОКТМО: 68701000001

Код бюджетной классификации - 161 1 16 02010 01 6000 140

Назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

 

 

 

Председатель комиссии

С.В. Мазаева

 

 

Члены комиссии

Н.Н. Колодина

 

 

 

К.И. Мурзин

 

 

 

К.С. Кузнецова

 

Предписание может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 10456 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №А3-4/14: гражданка и прокуратура Первомайского района против ООО УК "Тамбовский коммунальный стандрат" и ООО "ЖилТехСервис" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10456 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404475969 [changed] => 1404476041 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404476041 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №А3-4/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» июня 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «4» июля 2014 г.

г.Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области) по рассмотрению дела №А3-4/14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее также – Комиссия) в составе:

председатель – врио руководителя Мазаева С.В.,

члены:

заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,

рассмотрев дело №А3-4/14 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тамбовский коммунальный стандарт" (392000, г.Тамбов, ул.Советская, 184, оф.63, ИНН 6829023392) и ООО «ЖилТехСервис» (392027,Тамбовская обл, ,Тамбов г, ,Магистральная ул,29А, ИНН 6829027164) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тамбовское УФАС России поступило заявление жителей дома №3 по ул.Дружбы р.п.Первомайский о злоупотреблении ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в части взимания платы на ввод в эксплуатацию приборов учета воды.

По результатам рассмотрения заявления в отношении ООО УК «ТКС» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрения дела в качестве второго ответчика привлечено ООО «ЖилТехСервис» (далее – ООО «ЖТС»).

ООО УК «ТКС» представило пояснения, в которых указало, что оно самостоятельно не осуществляет работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Данные работы осуществляет ООО «ЖТС». Привлечение управляющей организацией другой подрядной организации для осуществления функций по ремонту и содержанию МКД не противоречит закону.

ООО «ЖилТехСервис» представило пояснения, в которых указало, что ООО УК «ТКС» по договору передало ему функции по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в т.ч. дома заявителя. Услуги по вводу в эксплуатацию приборов учета ООО «ЖТС» осуществляет на основании п.2.3 данного договора. Опломбировка приборов учета осуществляется обществом бесплатно. Услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета осуществляется бесплатно и не актируется. Населению также оказывается услуга по допуску в эксплуатацию прибора учета (за которую, согласно пояснениям представителя общества, и взимается плата). Услуга включает в себя проверку и определение готовности прибора учета, в т.ч. входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов. Процедура оформляется соответствующим актом. Допуск прибора в эксплуатацию предусмотрен Постановлением Правительства РФ «О функционировании розничных рынков электроэнергии…». Допуск прибора учета в качестве отдельной услуги предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №776.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

1. ООО УК «ТКС» осуществляет на территории р.п.Первомайский Первомайского района Тамбовской области управление многоквартирными домами (далее и ранее – МКД).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Тамбовским УФАС России в ходе рассмотрения обращения заявителя произведен в соответствии с порядком, установленным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке, на котором совершены спорные действия.

Продуктовыми границами рынка в данном случае является комплекс услуг по управлению многоквартирными домами. Географическими границами рынка услуг, в которых хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность, являются административные границы Первомайского района Тамбовской области. Потребителями услуг по управлению многоквартирными домами являются физические лица, проживающие в многоквартирных домах на территории Первомайского района Тамбовской области.

В ходе исследования рынка было установлено, что на нем осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта: ООО УК «Тамбовский коммунальный Стандарт» и ООО «Гарант Стройсервис» (393700, Тамбовская обл., Первомайский р-н, р.п.Первомайское, пл.Ленина, 6).

При оценке концентрации на рынке был применен Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана. Данный индекс находится в пределах 2000<= HHI<=10000, т.е. имеет место высокая концентрация товарного рынка.

Доля ООО УК «ТКС» на исследованном  рынке составила более 50%.

ООО «ЖилТехСервис» входит с ООО УК «ТКС» в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п.8 ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции, т.к. у данных обществ функции единоличного исполнительного органа осуществляет одно лицо – <...> (оба общества входят с ним в одну группу лиц по основанию п.2 ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции).

Следовательно, ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» занимают доминирующее положение на рынке управления МКД в р.п.Первомайский Первомайского района Тамбовской области как группа лиц.

2. Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что ООО УК «ТКС» осуществляет на основании соответствующих договоров управление МКД в р.п.Первомайский.

Между ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» заключен договор от 01.07.2011 №1/11, согласно которому ООО «ЖТС» осуществляет ремонт и содержание домов, находящихся в управлении ООО УК «ТКС».

Генеральным директором ООО УК «ТКС» 01.11.2013 утвержден перечень и стоимость платных услуг, оказываемых ООО «ЖТС» населению за дополнительную плату, в который входят пункты 54-56:

- допуск прибора учета в эксплуатацию за 1 п/у: 249,6 руб.,

- допуск прибора учета в эксплуатацию за 2 п/у: 280,8 руб.,

- допуск прибора учета в эксплуатацию за 4 п/у: 301,6 руб.

Факт применения данного прейскуранта ООО «ЖТС» подтверждается имеющимися в деле актами и квитанциями об оплате: акт №172 от 03.12.2013 (ул.<...> – оплачено 280,8 руб. за допуск двух счетчиков), акт №173 от 03.12.2013 (ул.<...> – оплачено 249,6 руб. за допуск одного счетчика), акт №187 от 25.12.2013 (ул.<...> – оплачено 301,6 руб. за допуск четырех счетчиков) и другие.

Таким образом, ООО УК «ТКС» предопределило платность услуг под наименованием «допуск прибора учета в эксплуатацию».

Между тем, данные действия управляющей организации противоречат закону.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Правила предоставления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Согласно п.81(4) Правил оказания коммунальных услуг в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (п.81(9) Правил оказания коммунальных услуг).

Согласно объяснениям ответчиков по делу услуга «допуск прибора учета в эксплуатацию» включает в себя проверку и определение готовности прибора учета, в т.ч. входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов.

Очевидно, что все действия, которые, по утверждению ответчиков, являются частью услуги допуска в эксплуатацию прибора учета, входят в перечень процедур по вводу в эксплуатацию прибора учета, а значит,  должны быть бесплатными.

Фактически, ответчики искусственно разделяют понятия «допуск» и «ввод» прибора учета в эксплуатацию, причем никаких доказательств отличия данных процедур Комиссии не представлено.

Совпадение производимых ответчиками действий и работ по допуску прибора с его вводом в эксплуатацию подтверждается содержанием актов, составляемых ими по результатам допуска приборов в эксплуатацию.

Так, согласно п.81(6) Правил предоставления коммунальных услуг о результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки.

Рассмотрим, например, акт допуска №172 от 03.12.2013. В нем указаны: дата и адрес допуска прибора учета в эксплуатацию (03.12.13 ул.<...>), предусмотрены строки для внесения сведений о лицах, принимавших участие в процедуре допуска, типы и заводские номера приборов учета (СВ-15х №Н282350612, СВ-15г №Н280424412), предусмотрена отметка о решении о допуске или об отказе в допуске  приборов учета, внесены показания приборов учета, даты поверок.

Никакой иной значимой информации рассмотренный акт не содержит, отличительные особенности произведенных работ от ввода прибора учета в эксплуатацию также ничем не подтверждаются.

Таким образом, акты допуска, составляемые ООО «ЖТС», по сути и содержанию являются актами ввода в эксплуатацию приборов учета, взимание платы за оказание данной услуги и противоречит закону.

Ссылки ответчиков по делу на то, что допуск в эксплуатацию прибора учета воды предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №776, отклоняются Комиссией Тамбовского УФАС России ввиду следующего.

Правила коммерческого учета, утвержденные указанным актом (далее – Правила коммерческого учета), действительно предусматривают допуск прибора учета в эксплуатацию как одну из стадий ведения коммерческого учета.

При этом, п.39 данных правил предусмотрено, что при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке: а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах; б) соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета; д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).

Анализируя п.39 Правил коммерческого учета и п.81(4) Правил оказания коммунальных услуг, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что указанные акты предусматривают осуществление одной и той же процедуры - допуск (ввод) прибора учета в эксплуатацию.

При этом, Правила коммерческого учета не предусматривают платность такой процедуры, а Правила оказания коммунальных услуг прямо устанавливают ее безвозмездность.

Таким образом, действия группы лиц ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» нарушают п.81(4) Правил оказания коммунальных услуг.

3. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Таким образом, запреты ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции распространяются в равной мере на ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС».

В данном случае, ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» организовали и осуществляли незаконное взимание с потребителей платы за допуск (ввод) в эксплуатацию приборов учета воды, чем ущемляли их интересы, в т.ч. интересы заявителя по делу, т.е. нарушили требования ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

На запрос Тамбовского УФАС России (исх. от 02.06.2014 №58-3-06/2205) относительно выручки ООО «ЖСТ» от допуска в эксплуатацию приборов учета воды за период с 01.10.2013  общество сообщило, что его выручка составила <...> руб. Данная сумма является прямым ущербом, причиненным нарушением антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО Управляющая компания «Тамбовский коммунальный стандарт» и ООО «ЖилТехСервис» нарушившими требования ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по взиманию платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области.

2. Выдать предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением: в срок до «26» июля 2014 года:

2.1) ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» прекратить взимание платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области;

2.2) ООО «ЖТС» перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от неправомерного взимания платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области в размере <...> рублей;

2.3) об исполнении предписания сообщить не позднее пяти рабочих дней с даты его исполнения.

 

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии

С.В. Мазаева

 

 

Члены комиссии

Н.Н. Колодина

 

 

 

К.И. Мурзин

 

 

 

К.С. Кузнецова

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу №А3-4/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

«4» июля 2014 г.

г.Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – врио руководителя Мазаева С.В.,

члены:

заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4   статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 04.07.2014 по делу №А3-4/14 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тамбовский коммунальный стандарт" (392000, г.Тамбов, ул.Советская, 184, оф.63, ИНН 6829023392) (далее – ООО УК «ТКС») и ООО «ЖилТехСервис» (392027,Тамбовская обл, ,Тамбов г, ,Магистральная ул,29А, ИНН 6829027164) (далее – ООО «ЖТС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» в срок до «26» июля 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в Первомайском районе Тамбовской области в части взимания платы за допуск (ввод) в эксплуатацию приборов учета воды:

1.1) ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» прекратить взимание платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области;

1.2) ООО «ЖТС» перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от неправомерного взимания платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области в размере <...> руб.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

3. Реквизиты для перечисления денежных средств в соответствии с п.1.2 настоящего предписания:

Получатель:  ИНН 6831001163 КПП 682901001

УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Тамбовской области

БИК: 046850001

Счет: № 40101810000000010005

ОКАТО: 68401000000

ОКТМО: 68701000001

Код бюджетной классификации - 161 1 16 02010 01 6000 140

Назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

 

 

 

Председатель комиссии

С.В. Мазаева

 

 

Члены комиссии

Н.Н. Колодина

 

 

 

К.И. Мурзин

 

 

 

К.С. Кузнецова

 

Предписание может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №А3-4/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» июня 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «4» июля 2014 г.

г.Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области) по рассмотрению дела №А3-4/14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее также – Комиссия) в составе:

председатель – врио руководителя Мазаева С.В.,

члены:

заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,

рассмотрев дело №А3-4/14 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тамбовский коммунальный стандарт" (392000, г.Тамбов, ул.Советская, 184, оф.63, ИНН 6829023392) и ООО «ЖилТехСервис» (392027,Тамбовская обл, ,Тамбов г, ,Магистральная ул,29А, ИНН 6829027164) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тамбовское УФАС России поступило заявление жителей дома №3 по ул.Дружбы р.п.Первомайский о злоупотреблении ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в части взимания платы на ввод в эксплуатацию приборов учета воды.

По результатам рассмотрения заявления в отношении ООО УК «ТКС» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрения дела в качестве второго ответчика привлечено ООО «ЖилТехСервис» (далее – ООО «ЖТС»).

ООО УК «ТКС» представило пояснения, в которых указало, что оно самостоятельно не осуществляет работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Данные работы осуществляет ООО «ЖТС». Привлечение управляющей организацией другой подрядной организации для осуществления функций по ремонту и содержанию МКД не противоречит закону.

ООО «ЖилТехСервис» представило пояснения, в которых указало, что ООО УК «ТКС» по договору передало ему функции по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в т.ч. дома заявителя. Услуги по вводу в эксплуатацию приборов учета ООО «ЖТС» осуществляет на основании п.2.3 данного договора. Опломбировка приборов учета осуществляется обществом бесплатно. Услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета осуществляется бесплатно и не актируется. Населению также оказывается услуга по допуску в эксплуатацию прибора учета (за которую, согласно пояснениям представителя общества, и взимается плата). Услуга включает в себя проверку и определение готовности прибора учета, в т.ч. входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов. Процедура оформляется соответствующим актом. Допуск прибора в эксплуатацию предусмотрен Постановлением Правительства РФ «О функционировании розничных рынков электроэнергии…». Допуск прибора учета в качестве отдельной услуги предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №776.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

1. ООО УК «ТКС» осуществляет на территории р.п.Первомайский Первомайского района Тамбовской области управление многоквартирными домами (далее и ранее – МКД).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Тамбовским УФАС России в ходе рассмотрения обращения заявителя произведен в соответствии с порядком, установленным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке, на котором совершены спорные действия.

Продуктовыми границами рынка в данном случае является комплекс услуг по управлению многоквартирными домами. Географическими границами рынка услуг, в которых хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность, являются административные границы Первомайского района Тамбовской области. Потребителями услуг по управлению многоквартирными домами являются физические лица, проживающие в многоквартирных домах на территории Первомайского района Тамбовской области.

В ходе исследования рынка было установлено, что на нем осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта: ООО УК «Тамбовский коммунальный Стандарт» и ООО «Гарант Стройсервис» (393700, Тамбовская обл., Первомайский р-н, р.п.Первомайское, пл.Ленина, 6).

При оценке концентрации на рынке был применен Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана. Данный индекс находится в пределах 2000<= HHI<=10000, т.е. имеет место высокая концентрация товарного рынка.

Доля ООО УК «ТКС» на исследованном  рынке составила более 50%.

ООО «ЖилТехСервис» входит с ООО УК «ТКС» в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п.8 ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции, т.к. у данных обществ функции единоличного исполнительного органа осуществляет одно лицо – <...> (оба общества входят с ним в одну группу лиц по основанию п.2 ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции).

Следовательно, ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» занимают доминирующее положение на рынке управления МКД в р.п.Первомайский Первомайского района Тамбовской области как группа лиц.

2. Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что ООО УК «ТКС» осуществляет на основании соответствующих договоров управление МКД в р.п.Первомайский.

Между ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» заключен договор от 01.07.2011 №1/11, согласно которому ООО «ЖТС» осуществляет ремонт и содержание домов, находящихся в управлении ООО УК «ТКС».

Генеральным директором ООО УК «ТКС» 01.11.2013 утвержден перечень и стоимость платных услуг, оказываемых ООО «ЖТС» населению за дополнительную плату, в который входят пункты 54-56:

- допуск прибора учета в эксплуатацию за 1 п/у: 249,6 руб.,

- допуск прибора учета в эксплуатацию за 2 п/у: 280,8 руб.,

- допуск прибора учета в эксплуатацию за 4 п/у: 301,6 руб.

Факт применения данного прейскуранта ООО «ЖТС» подтверждается имеющимися в деле актами и квитанциями об оплате: акт №172 от 03.12.2013 (ул.<...> – оплачено 280,8 руб. за допуск двух счетчиков), акт №173 от 03.12.2013 (ул.<...> – оплачено 249,6 руб. за допуск одного счетчика), акт №187 от 25.12.2013 (ул.<...> – оплачено 301,6 руб. за допуск четырех счетчиков) и другие.

Таким образом, ООО УК «ТКС» предопределило платность услуг под наименованием «допуск прибора учета в эксплуатацию».

Между тем, данные действия управляющей организации противоречат закону.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Правила предоставления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Согласно п.81(4) Правил оказания коммунальных услуг в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (п.81(9) Правил оказания коммунальных услуг).

Согласно объяснениям ответчиков по делу услуга «допуск прибора учета в эксплуатацию» включает в себя проверку и определение готовности прибора учета, в т.ч. входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов.

Очевидно, что все действия, которые, по утверждению ответчиков, являются частью услуги допуска в эксплуатацию прибора учета, входят в перечень процедур по вводу в эксплуатацию прибора учета, а значит,  должны быть бесплатными.

Фактически, ответчики искусственно разделяют понятия «допуск» и «ввод» прибора учета в эксплуатацию, причем никаких доказательств отличия данных процедур Комиссии не представлено.

Совпадение производимых ответчиками действий и работ по допуску прибора с его вводом в эксплуатацию подтверждается содержанием актов, составляемых ими по результатам допуска приборов в эксплуатацию.

Так, согласно п.81(6) Правил предоставления коммунальных услуг о результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки.

Рассмотрим, например, акт допуска №172 от 03.12.2013. В нем указаны: дата и адрес допуска прибора учета в эксплуатацию (03.12.13 ул.<...>), предусмотрены строки для внесения сведений о лицах, принимавших участие в процедуре допуска, типы и заводские номера приборов учета (СВ-15х №Н282350612, СВ-15г №Н280424412), предусмотрена отметка о решении о допуске или об отказе в допуске  приборов учета, внесены показания приборов учета, даты поверок.

Никакой иной значимой информации рассмотренный акт не содержит, отличительные особенности произведенных работ от ввода прибора учета в эксплуатацию также ничем не подтверждаются.

Таким образом, акты допуска, составляемые ООО «ЖТС», по сути и содержанию являются актами ввода в эксплуатацию приборов учета, взимание платы за оказание данной услуги и противоречит закону.

Ссылки ответчиков по делу на то, что допуск в эксплуатацию прибора учета воды предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №776, отклоняются Комиссией Тамбовского УФАС России ввиду следующего.

Правила коммерческого учета, утвержденные указанным актом (далее – Правила коммерческого учета), действительно предусматривают допуск прибора учета в эксплуатацию как одну из стадий ведения коммерческого учета.

При этом, п.39 данных правил предусмотрено, что при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке: а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах; б) соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета; д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).

Анализируя п.39 Правил коммерческого учета и п.81(4) Правил оказания коммунальных услуг, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что указанные акты предусматривают осуществление одной и той же процедуры - допуск (ввод) прибора учета в эксплуатацию.

При этом, Правила коммерческого учета не предусматривают платность такой процедуры, а Правила оказания коммунальных услуг прямо устанавливают ее безвозмездность.

Таким образом, действия группы лиц ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» нарушают п.81(4) Правил оказания коммунальных услуг.

3. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Таким образом, запреты ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции распространяются в равной мере на ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС».

В данном случае, ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» организовали и осуществляли незаконное взимание с потребителей платы за допуск (ввод) в эксплуатацию приборов учета воды, чем ущемляли их интересы, в т.ч. интересы заявителя по делу, т.е. нарушили требования ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

На запрос Тамбовского УФАС России (исх. от 02.06.2014 №58-3-06/2205) относительно выручки ООО «ЖСТ» от допуска в эксплуатацию приборов учета воды за период с 01.10.2013  общество сообщило, что его выручка составила <...> руб. Данная сумма является прямым ущербом, причиненным нарушением антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО Управляющая компания «Тамбовский коммунальный стандарт» и ООО «ЖилТехСервис» нарушившими требования ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по взиманию платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области.

2. Выдать предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением: в срок до «26» июля 2014 года:

2.1) ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» прекратить взимание платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области;

2.2) ООО «ЖТС» перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от неправомерного взимания платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области в размере <...> рублей;

2.3) об исполнении предписания сообщить не позднее пяти рабочих дней с даты его исполнения.

 

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии

С.В. Мазаева

 

 

Члены комиссии

Н.Н. Колодина

 

 

 

К.И. Мурзин

 

 

 

К.С. Кузнецова

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу №А3-4/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

«4» июля 2014 г.

г.Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – врио руководителя Мазаева С.В.,

члены:

заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4   статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 04.07.2014 по делу №А3-4/14 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тамбовский коммунальный стандарт" (392000, г.Тамбов, ул.Советская, 184, оф.63, ИНН 6829023392) (далее – ООО УК «ТКС») и ООО «ЖилТехСервис» (392027,Тамбовская обл, ,Тамбов г, ,Магистральная ул,29А, ИНН 6829027164) (далее – ООО «ЖТС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» в срок до «26» июля 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в Первомайском районе Тамбовской области в части взимания платы за допуск (ввод) в эксплуатацию приборов учета воды:

1.1) ООО УК «ТКС» и ООО «ЖТС» прекратить взимание платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области;

1.2) ООО «ЖТС» перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от неправомерного взимания платы за ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета воды на территории Первомайского района Тамбовской области в размере <...> руб.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

3. Реквизиты для перечисления денежных средств в соответствии с п.1.2 настоящего предписания:

Получатель:  ИНН 6831001163 КПП 682901001

УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Тамбовской области

БИК: 046850001

Счет: № 40101810000000010005

ОКАТО: 68401000000

ОКТМО: 68701000001

Код бюджетной классификации - 161 1 16 02010 01 6000 140

Назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

 

 

 

Председатель комиссии

С.В. Мазаева

 

 

Члены комиссии

Н.Н. Колодина

 

 

 

К.И. Мурзин

 

 

 

К.С. Кузнецова

 

Предписание может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А3-4/14 [format] => [safe_value] => А3-4/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-04 12:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-04 12:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404475969 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тамбовское УФАС России )