Заметститель руководителя Тамбовского УФАС России Бояршинова И.А. выступила на областной видеоконференции

28 июня заместитель руководителя Тамбовского УФАС России Бояршинова И.А. выступила с докладом на тему «О контроле соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства при проведении торгов» на областной видеоконференции с главами городских округов области, главами муниципальных районов области, главами администраций городских округов и муниципальных районов области, главами поселений области по вопросам реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Текст выступления:

Федеральный закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает антимонопольные требования к проведению торгов.

Эти требования установлены в виде императивных запретов на те или иные действия участников и организаторов торгов. Статья 17 закона специально посвящена антимонопольным требованиям к проведению торгов и запрещает любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. То есть запрещается не только ограничение конкуренции, но даже сама возможность недопущения, ограничения или устранения конкуренции. Некоторые запрещённые способы ограничения конкуренции указаны в законе напрямую. Это запрет на координацию организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; запрет на создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путём доступа к информации; запрет на нарушение порядка определения победителя торгов; запрет на участие в торгах организаторов торгов, заказчиков или их работников.

Также запрещается ограничение доступа к участию в торгах. И запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путём включения в состав одного лота товаров, работ или услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Статьёй 11 закона «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Эта норма нередко нарушается участниками торгов. Многим из Вас знакома ситуация, когда на аукцион подаются несколько заявок, оплачиваются обеспечения заявок на участие в аукционе, заявители становятся участниками аукциона, а на аукцион приходит только один участник, остальные не являются. Такая ситуация указывает на наличие признаков сговора или согласованных действий участников аукциона, направленных на поддержание максимальной цены на аукционе.

Такие аукционы будем обязательно проверять и совместно с правоохранительными органами расследовать каждый такой факт. Прошу направлять свежую информацию о таких случаях нам для оперативного антимонопольного реагирования.

Статьёй 16 закона «О защите конкуренции» запрещены соглашения и согласованные действия органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих функции органов местного самоуправления, с хозяйствующими субъектами, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Эта норма иногда нарушается. Как это происходит? Ситуация знакома многим. Необходимо что-то отремонтировать, а денег в бюджете нет. Орган местного самоуправления разрешает определенному хозяйствующему субъекту произвести работы в долг. Через какое-то время деньги в бюджете появляются, проводятся фиктивные торги, работы оплачиваются. Налицо ряд нарушений, в том числе и нарушение антимонопольного законодательства, а именно запрещённые статьёй 16 согласованные действия органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Такие случаи имеют место в нашей области, их расследованием занимаются и УБЭП УВД Тамбовской области, и органы прокуратуры, и антимонопольное управление; необходимо такие случаи из практики исключить. Кто не исключит, на практике познакомится со статьёй 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Частью 3 статьи 14.32 КоАП установлена административная ответственность должностных лиц органов местного самоуправления, должностных лиц организаций, осуществляющих функции органов местного самоуправления, за осуществление согласованных действий или заключение соглашений, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством. Ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трёх лет.

До сих пор не исключены из практики случаи дробления сумм до 100 тысяч рублей с целью не проведения торгов. Дело доходит до абсурда. Ремонтные работы дробятся на части, на каждую заключается договор на сумму до ста тысяч рублей: с одним хозяйствующим субъектом на замену окон, с другим – на ремонт потолков, с третьим на ремонт полов, с четвёртым на ремонт канализации, с пятым на ремонт стен и так далее. Разумеется, договоры заключаются без торгов, что является нарушением и 94 закона о размещении заказов, и закона «О защите конкуренции». Антимонопольное управление однозначно квалифицирует такие действия нарушающими оба закона.