О позиции Минфина России, МЧС России и ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Тамбовское УФАС России обращает внимание государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов и организаций, а также участников закупки на совместную позицию  Минфина России (от 03/04/2020 № 24-06-05/26578), МЧС России (от 03.04.2020 № 219-АГ-70) и ФАС России (от 03.04.2020 № МУ/28039/20) по отдельным вопросам осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

 

1. Указанные ведомства поясняют, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

 

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварий, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

 

Минфин России, МЧС России и ФАС России разъясняют, что заказчик вправе закупить на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе любые товары, работы, услуги, требуемые заказчику в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, но при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. 

3. Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

 

Минфин России, МЧС России и ФАС России разъясняют, что в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиков в соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе требованию об уплате таких неустоек.

 

Подробнее: Колодина Наталия Николаевна 8-475-71-34-66