Новые разъяснения ФАС России о недопустимости нарушений при закупке объектов недвижимости
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) письмом от 24.10.2019 № ИА/93181/19 дала следующие разъяснения по вопросам об осуществлении закупок недвижимого имущества.
1. По вопросу об осуществлении закупок на приобретение объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем.
По мнению ФАС России, покупка объекта недвижимого имущества, который будет создан в будущем, является «обходом» положений Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества осуществляется при соблюдении следующих условий:
- размещение проектной документации;
- установление предквалификационных требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99;
- требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
Вместе с тем, при проведении закупок по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, указанные положения законодательства не применяются.
Таким образом, ФАС России квалифицирует указанные действия заказчиков по заключению контрактов по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, как уклонение от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Кроме того, указанные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления квалифицируются как антиконкурентные соглашения между заказчиками и хозяйствующими субъектами, приводящие к устранению конкуренции при закупке соответствующего объекта недвижимого имущества у «своего» подрядчика.
2. По вопросу об осуществлении закупки готового объекта недвижимого имущества для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации.
Законом о контрактной системе предусмотрена возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) созданного объекта недвижимого имущества.
Вместе с тем, ФАС России в контрольной деятельности выявляет факты использования указанной нормы Закона о контрактной системе для ухода от проведения конкурентных способов закупки.
Так, в практике ФАС России выявляет следующие обстоятельства, свидетельствующие о намеренном «обходе» Закона о контрактной системе:
- заключение муниципального контракта до подписания соглашения о представлении субсидии муниципальному образованию;
- непроведение конкурентных процедур после отмены проведения торгов, в том числе во исполнение предписания антимонопольного органа;
- заключение контракта на более выгодных для подрядчика условиях, по сравнению с условиями документации о ранее состоявшемся и отмененном аукционе;
- предоставление земельного участка, строительство объекта по заказу заинтересованных в этом лиц до принятия соответствующего решения, предусмотренного пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, ФАС России обращает внимание, что при наличии каких- либо из вышеперечисленных и иных обстоятельств, устанавливаемых ФАС России при рассмотрении конкретных материалов дел, свидетельствующих о намеренном «обходе» Закона о контрактной системе, ФАС России квалифицирует указанные действия органов государственной власти как сговор заказчика и хозяйствующего субъекта, приводящего к обходу конкурентных процедур по закупке у «своего» подрядчика работ по строительству объекта недвижимости и, как следствие, устранению конкуренции на рынке строительного подряда.
Подробнее: Колодина Наталия Николаевна (тел. 71-34-66)