Важные разъяснения ФАС России и Министерства просвещения Российской Федерации о недопустимости совмещения в одних торгах строительства и оснащения школ

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Тамбовское УФАС России обращает внимание государственных и муниципальных заказчиков на совместную позицию Министерства просвещения РФ (исх. № АН-439/09 от 10.04.2019) и ФАС России (исх. № МУ/28771/19 от 09.04.2019) о необходимости осуществления различных конкурентных процедур по закупке работ по строительству объектов общеобразовательных учреждений и закупке работ, услуг по комплексному оснащению учебным оборудованием указанных организаций. 

Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

 

Таким образом, заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

 

Кроме того, часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает включать в состав одного лота товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанных с закупаемыми товарами, работами, услугами.

 

Следует отметить, что выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляется на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.

 

При этом для поставки оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.

 

Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок.

 

При осуществлении закупок строительных работ заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства, то есть оборудования, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

 

Тамбовское УФАС России указывает заказчикам на необходимость строгого следования изложенной правовой позиции, в том числе в случае иных схожих закупках.

Подробнее: Колодина Наталия Николаевна 71-34-66