Аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

Управление  Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области


А Н А Л И Т И Ч Е С К И Й   О Т Ч Е Т
по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог,
 тоннелей, мостов и путепроводов

1.    Общие положения

Целью проведения анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Тамбовской области.
Исследование рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).
Основание для проведения исследования: приказ Федеральной антимонопольной службы России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на  товарных рынках на 2011-2012 годы».
    В качестве источников  исходной информации использовались сведения об объемах услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов, полученные от  хозяйствующих субъектов, Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, ФГУП «Упрдор «Каспий», ТОГУ «Тамбовгосэкспертиза», Инспекции государственного строительного надзора Тамбовской области, органов местного самоуправления Тамбовской области.

2. Временной интервал исследования

Временной интервал исследования  рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов:  2008 -2010  годы.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Продуктовые границы рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов однозначно определены в методических рекомендациях по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов как «Услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей тоннелей, мостов и путепроводов».

4. Определение географических границ товарного рынка

    В соответствии с заданием ФАС России, исследование проводилось в географических границах  Тамбовской области.
    
5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на  товарном рынке

Хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов являются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.
Сведения о генеральных подрядчиках представили администрации городов и районов Тамбовской области, Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград» (ФГУ Упрдор «Каспий»).
 Тамбовское УФАС России выявило 28 хозяйствующих субъектов, являющихся генеральными подрядчиками и осуществляющих в   2008-2010 годах  оказание услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Тамбовской области.
Информация о генеральных подрядчиках, оказывающих услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов представлена в Таблицах № 1, 1.1.
На территории Тамбовской области в 2008-2010 г.г. осуществляли деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов 48 субподрядных организаций.
Информация о субподрядчиках, оказывающих услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов представлена в Таблицах № 2, 2.1.
В результате анализа не выявлено хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Тамбовской области, образующих группы лиц, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
    
    Основными показателями для расчета общего объема произведенных работ по  строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемых рынков  являются:
   1) суммарная стоимость выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам;
   2)   суммарное количество (площади) построенных, отремонтированных автодорог или тоннелей, мостов и путепроводов.
Доля хозяйствующего субъекта на данных рынках рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема продаж данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемых рынках (выполненного собственными силами) к общему объему продаж рассматриваемых рынков отдельно в стоимостном и натуральном выражении.
Доли генеральных подрядчиков на рассматриваемых рынках определяются по итогам 2008, 2009 и 2010 г.г. в Таблицах 4, 4.1.
Доли подрядчиков и субподрядчиков на рассматриваемых рынках определяются по итогам 2008, 2009 и 2010 г.г. в Таблицах 5, 5.1.
Объем товарного рынка, выполненного собственными силами генподрядчиков и субподрядчиков I уровня, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог составил:
-  в 2008 году – 123,94 кв.км на сумму 1177937857 руб.;
-  в 2009 году – 30,5 кв.км на сумму 670012031,55 руб.;
-  в 2010 году – 87,81 кв.км на сумму 753503673,02 руб.
На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог по итогам 2008-2010 г.г. не установлено хозяйствующих субъектов, занимающих долю более 35 %.
Объем товарного рынка, выполненного собственными силами генподрядчиков и субподрядчиков I уровня, строительства, реконструкции, капитального ремонта искусственных дорожных сооружений составил:
-  в 2008 году – 21 шт. на сумму 134586680,2 руб.;
-  в 2009 году – 8 шт. на сумму 82550832 руб.;
-  в 2010 году – 7 шт. на сумму 85663755 руб.
На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта искусственных дорожных сооружений установлены хозяйствующие субъекты, занимающие долю более 35 % по стоимостным показателям: в 2008 году ОАО «СМП-534»  с долей более 50 %; в 2009-2010 годах ООО «Мостострой» с долей более 50 %.

7.  Определение барьеров входа на товарные рынки

Тамбовским УФАС России проведен опрос хозяйствующих субъектов, выполняющих работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов, в результате которого барьерам в сфере дорожного строительства была дана следующая оценка:
1. Факторы, ограничивающие возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог и мостов, тоннелей, путепроводов:
- крупная сумма требуемого задатка оценены от 3 до 10 баллов (средний балл - 6,6);
- мощности, не достаточные для выполнения требуемых объемов работ в установленный заказчиком срок оценены от 1 до 10 баллов (средний балл – 4,9);
- наличие требований об использовании определенной техники при выполнении строительных и ремонтных работ оценены от 1 до 10 баллов (средний балл – 5,4);
- требования к качеству материалов, которые необходимо использовать при строительстве и ремонте дорог и мостов оценены от 1 до 8 баллов (средний балл – 3,8);
- требования, предъявляемые заказчиком к объекту при приемке работ оценены от 1 до 7 баллов (средний балл – 3,7);
- размер лота свыше 100 млн.рублей оценены  от 1 до 10 баллов (средний балл – 5,5);
- отсутствие аванса оценены от 1 до 10 баллов (средний балл – 7,1);

2. Проблемы при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог, тоннелей, мостов и путепроводов оценены хозяйствующими субъектами следующим образом:
- при прохождении государственной экспертизы - оценены от 1 до 4 баллов (средний балл – 1,6);
- при получении разрешения на строительство - оценены от 1 до 5 баллов (средний балл – 1,9);
- при получении разрешения на ввод объектов в эксплуатацию - оценены от 1 до 5 баллов (средний балл – 2);
- при осуществлении государственного строительного надзора – оценены от 1 до 10 баллов (средний балл – 4,7);
- на этапе сдачи объекта – оценены от 1 до 10 баллов (средний балл – 3,3).
За период с 01.01.2008 по 31.12.2010 органами местного самоуправления было рассмотрено 30 заявлений о выдаче разрешений на строительство, 27 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, за указанный период было выдано 30 разрешений на строительство, 27 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Заявления о выдаче разрешения на строительство, о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были рассмотрены следующими органами местного самоуправления: администрациями г. Тамбова, Инжавинского, Жердевского, Гавриловского, Никифоровского, Мордовского, Петровского, Сампурского, Уметского районов Тамбовской области.
Консолидированная информация о рассмотренных заявлениях о выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в период с 01.01.2008 по 31.12.2010 представлена в Таблице 7.
Во исполнение Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в целях обеспечения осуществления полномочий в области градостроительной деятельности в части проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования,  государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, администрацией Тамбовской области принято постановление от 11.01.2007 № 8 «О создании  Тамбовского областного государственного учреждения «Центр государственной экспертизы документов в области градостроительной деятельности». По данным ТОГУ «Тамбовгосэкспертиза» в рассматриваемый период проведено следующее количество государственной экспертизы проектной документации:
                                                                                           2008 год   2009 год   2010 год
-    количество поступивших заявлений
о проведении государственной экспертизы                               17              11              34
-   количество выданных положительных
заявлений                                                                                       17              11              34
-  средний срок рассмотрения проектной
документации, в случае выдачи положительных
заключений                                                                                   37              33              42
Консолидированная информация о выданных заключениях государственной экспертизы в период с 01.01.2008 по 31.12.2010 представлена в Таблице № 8.
Информация об осуществлении государственного строительного надзора представлена Инспекцией государственного строительного надзора Тамбовской области  (Таблица № 9).
В анализируемом периоде в Тамбовское УФАС России не поступали жалобы хозяйствующих субъектов на действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных учреждений при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдаче разрешения на строительство, вводе объекта в  эксплуатацию, осуществлении государственного строительного надзора.     
 
8. Определение уровня концентрации товарного рынка

Уровень концентрации рынка строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог характеризуется следующими показателями рыночной концентрации:
2008 год -  CR3 = 48,55 % HHI = 111,86 (по стоимостным показателям); CR3 =70,71 % HHI = 1957,08 (по натуральным показателям);
2009 год - CR3 = 52,2 % HHI = 1287,09 (по стоимостным показателям); CR3 = 80,85 % HHI = 3124,65(по натуральным показателям);
2010 год - CR3 = 44,16 % HHI = 1088,41(по стоимостным показателям); CR3 =65,38 % HHI = 1879,07(по натуральным показателям).
Значения коэффициентов рыночной концентрации CR3 характеризуют товарный рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог в Тамбовской области в 2008, 2009 г.г. по стоимостным показателям как умеренно концентрированный (45%<=CR3<=70%), по натуральным показателям наблюдается высокий уровень концентрации (70%<=CR3<=100%). В 2010 году по стоимостным показателям наблюдается низкий уровень концентрации товарного рынка (CR3<45%), по натуральным показателям рынок умеренно концентрированный (45%<= CR3<=70%).
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI характеризует товарный рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог в Тамбовской области в 2008, 2010 г.г. как умеренно концентрированный (1000<= HHI <=2000) по стоимостным и натуральным показателям. В 2009 году по натуральным показателям наблюдается высокий уровень концентрации товарного рынка (2000<= HHI <=10000), по стоимостным показателям рынок умеренно концентрированный (1000<= HHI <=2000).
Уровень концентрации рынка строительства, реконструкции, капитального ремонта искусственных дорожных сооружений характеризуется следующими показателями рыночной концентрации:
 2008 год - CR3 = 90,6 % HHI = 4472,4 (по стоимостным показателям), - CR3 = 47,6 % HHI= 1201,06 (по натуральным показателям);
2009 год - CR3 = 94,88 % HHI = 1368,72 (по стоимостным показателям), CR3 = 75,0 % HHI = 1770,06 (по натуральным показателям).
2010 год - CR3 = 93,61 % HHI = 4277,13 (по стоимостным показателям), CR3 = 57,15 % HHI = 1837,24 (по натуральным показателям).
В 2008,2010 годах наблюдается по стоимостным показателям высокий уровень концентрации товарного рынка (70%<=CR3<=100%; 2000<=HHI<=10000), по натуральным показателям товарный рынок умеренно концентрированный (45%<= CR3<=70%; 1000<=HHI<=2000). В 2009 году по стоимостным и натуральным показателям наблюдается высокий уровень концентрации товарного рынка (70%<= CR3<=100%; 2000<=HHI<= 10000).

9. Анализ состояния конкуренции на товарном рынке (выводы)

Значения коэффициентов рыночной концентрации  показывают, что конкуренция на рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог в Тамбовской области в 2008, 2009 годах недостаточно развитая. В 2010 году по стоимостным показателям наблюдается низкий уровень концентрации товарного рынка, по натуральным показателям рынок умеренно концентрированный.
Конкуренция на рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта искусственных дорожных сооружений также недостаточно развитая. В 2008,2010 г.г. по стоимостным показателям, в 2009 году по стоимостным и натуральным показателям наблюдается высокий уровень концентрации товарного рынка.
По результатам анализа установлены наиболее значимые факторы, ограничивающие возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог и мостов, тоннелей, путепроводов в Тамбовской области:
- крупная сумма требуемого задатка;
- отсутствие аванса;
- размер лота свыше 100 млн.рублей.