решение по делу № Р-10/16 в отношении ИП

Номер дела: Р-10/16
Дата публикации: 20 мая 2016, 15:07

ИП

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № Р-10/16

 

Резолютивная часть решения объявлена 5 мая 2016 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2016 года.   

                                                                                                                                                   г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № Р-10/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламной акции по бесплатной замене масла магазина «Автолиния», содержащей признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

- от ИП <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление физического лица (вх. от 08.04.2016 № 1874) о распространении на рекламных конструкциях города Тамбова недостоверной рекламной акции магазина «Автолиния» следующего содержания: «Автолиния. Центр запасных частей. Качественно. Доступно. Удобно. Быстро. Замена масла БЕСПЛАТНО. Автозапчасти на иномарки. 45-55-55. ул. 3-я Линия, 18».

08 апреля 2016 года заявитель обратился в магазин «Автолиния» для оказания услуги по бесплатной замене масла.

Однако, представители магазина «Автолиния» по телефону (запись разговора прилагается) и в помещении магазина по адресу:  г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18 сообщили заявителю, что бесплатная замена масла будет произведена только при условии покупки масла непосредственно в магазине «Автолиния» и только при его покупке от 3-х литров. Кроме того, после сообщения заявителя сотрудникам магазина о том, что моторное масло им уже куплено, ему пояснили, что при самостоятельном приобретении моторного масла, вне магазина «Автолиния», замену масла ему не произведут.

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в магазине «Автолиния», является ИП <…> на основании договора субаренды нежилого помещения, заключенного с ООО «Агро-Техника» 01.01.2016 № СА-128.

Вышеуказанная реклама вводила потребителей в заблуждение, поскольку в ней было указано о проведении бесплатной замены масла, без каких-либо условий, что не соответствовало действительности.

По факту распространения вышеуказанной рекламы, содержащей недостоверные сведения, по признакам нарушения Закона «О рекламе» определением от 08.04.2016 (исх. № 58-3-06/1165) в отношении ИП <…> возбуждено настоящее дело.

Согласно письменным пояснениям ИП <…> от 26.04.2016 (вх. № 2261 от 27.04.2016) в торговой точке магазина «Автолиния» по адресу: г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18 проходит акция «Замена масла бесплатно», в рамках которой каждому покупателю масла и масляного фильтра производится бесплатная замена купленного масла. Сроки акции: с 1 апреля по 30 сентября 2016. Акция является пролонгируемой, поэтому условия акции и сроки ее действия оформляются дополнительной наклейкой на основное рекламное поле.

На рассмотрении дела 05.05.2016 представитель ИП <…> подтвердил позицию, изложенную в письменных пояснениях от 26.04.2016 (вх. № 2261 от 27.04.2016) и указал, что данная рекламная акция проходит в магазине «Автолиния» не первый раз, поэтому потребители знакомы с подробностями акции. Кроме того, подробные пояснения об условиях акции можно было получить по номерам телефонов, указанным в рекламе.

 

Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено следующее.

В марте – мае 2016 года на рекламных конструкциях города Тамбова размещалась рекламная акция магазина «Автолиния» следующего содержания: «Автолиния. Центр запасных частей. Качественно. Доступно. Удобно. Быстро. Замена масла БЕСПЛАТНО. Автозапчасти на иномарки. 45-55-55. ул. 3-я Линия, 18».

При входе в магазин «Автолиния» по адресу: г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18, размещалась реклама следующего содержания: «Более 1000 видов масел. Замена масла бесплатно. Сертификаты соответствия в наличии». Указанная реклама сопровождается изображением различных видов моторного масла.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламная информация, размещенная на рекламных конструкциях, а также при входе в магазин «Автолиния», адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение реализуемой услуги по бесплатной замене масла магазина «Автолиния» и привлечение клиентов, формирует и поддерживает интерес к данной акции и способствуют возникновению желания обратиться именно в указанный магазин с целью оказания бесплатной услуги, следовательно, является рекламной.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и, вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе содержится информация о том, что в центре запасных частей «Автолиния» проводится услуга по бесплатной замене масла, в то время как для оказания данной услуги необходимо купить масло в магазине «Автолиния», объемом не менее 3-х литров, а также масляный фильтр. При условии самостоятельного приобретения масла, бесплатная замена не производится.

Из буквального понимания фразы «Замена масла бесплатно», предлагаемая магазином услуга не включает в себя обязательное приобретение масла в магазине «Автолиния», в т.ч. масляного фильтра, а лишь указывает на то, что воспользоваться данной услугой возможно без каких-либо дополнительных условий. Кроме того, указанное в рекламе словосочетание, создает у потребителя впечатление, что при обращении непосредственно за оказанием услуги, ему будет произведена бесплатная замена масла, независимо от того, где оно будет приобретено и в каком количестве.

Данная рекламная информация не соответствует действительности, поскольку в ней отсутствует часть существенной информации о стоимости услуги, т.к. для того, чтобы замена масла была произведена бесплатно, необходимо купить моторное масло и масляный фильтр, что в совокупности образует платную услугу. Указанные обстоятельства искажают смысл рекламной информации и вводят в заблуждение потребителя рекламы.

С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» является ненадлежащей.

Статьей  38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

 

Рассматриваемая реклама размещалась в соответствии со следующими договорами:

  1. Договор на оказание услуг № 290216 от 29.02.2016, заключенный с ООО «Ньюс-Тамбов» на размещение рекламной конструкции с 01.03.2016 по 30.04.2016 по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 50. сторона Б (акт № 661 от 30.04.2016).
  2. Договор на оказание услуг № Т0011 от 01.03.2016, заключенный с ООО «Панорама» на размещение рекламной конструкции с 01.03.2016 по 31.03.2016 по адресу: г. Тамбов, ул. Елецкая/ ул. Гастелло (Авторынок) (акт № 10 от 31.03.2016).
  3. Договор на оказание рекламно-информационных услуг от 14.03.2016, заключенный с ООО РА «Взгляд» на размещение рекламной конструкции с15.03.2016 по 61.05.2016 по адресу: г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 150 ж (акт № 592 от 31.05.2016).

 Довод представителя ИП <…>, что информацию об условиях акции можно было получить по номерам телефонов, указанным в рекламе, признан необоснованным, поскольку наличие номеров телефонов в рекламе не отменяет указание всех условий предоставления данной услуги в самом рекламном материале.

Макеты данных рекламных акций были разработаны ИП <…>и изготовлены ООО РА «Взгляд» по договору от 14.03.2016. В соответствии с указанными макетами рекламной продукции, реклама содержала сведения о сроках и условиях акции «Замена масла бесплатно», однако, впоследствии указанные сведения в рекламе размещены не были.

С учетом изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы, размещавшейся на рекламных конструкциях города Тамбова, а также при входе в магазин «Автолиния», является ИП <…>.

Распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено, в материалы дела представлены доказательства устранения нарушения (фотографии рекламного материала на которых указаны сведения о сроках и условиях акции).

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу магазина «Автолиния», распространявшуюся в марте – мае 2016 года на рекламных конструкциях города Тамбова (ул. Мичуринская, д. 50. сторона Б, ул. Елецкая/ ул. Гастелло (Авторынок), ул. Авиационная, д. 150 ж) следующего содержания: «Автолиния. Центр запасных частей. Качественно. Доступно. Удобно. Быстро. Замена масла БЕСПЛАТНО. Автозапчасти на иномарки. 45-55-55. ул. 3-я Линия, 18», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
  2. Признать ненадлежащей рекламу магазина «Автолиния», распространявшуюся при входе в магазин «Автолиния» по адресу: г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18 следующего содержания: «Более 1000 видов масел. Замена масла бесплатно. Сертификаты соответствия в наличии», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
  3. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии                                                                                                        К.И. Мурзин

 

                                                                                                                       А.А. Абанкин

 

  А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Мясникова А.Н.,

 8(4752) 72-93-54

 

Файлы для скачивания

resh_sayt.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.03 МБ
stdClass Object ( [vid] => 12217 [uid] => 5 [title] => решение по делу № Р-10/16 в отношении ИП [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12217 [type] => solution [language] => ru [created] => 1479643696 [changed] => 1479643810 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1479643810 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ИП

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № Р-10/16

 

Резолютивная часть решения объявлена 5 мая 2016 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2016 года.   

                                                                                                                                                   г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № Р-10/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламной акции по бесплатной замене масла магазина «Автолиния», содержащей признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

- от ИП <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление физического лица (вх. от 08.04.2016 № 1874) о распространении на рекламных конструкциях города Тамбова недостоверной рекламной акции магазина «Автолиния» следующего содержания: «Автолиния. Центр запасных частей. Качественно. Доступно. Удобно. Быстро. Замена масла БЕСПЛАТНО. Автозапчасти на иномарки. 45-55-55. ул. 3-я Линия, 18».

08 апреля 2016 года заявитель обратился в магазин «Автолиния» для оказания услуги по бесплатной замене масла.

Однако, представители магазина «Автолиния» по телефону (запись разговора прилагается) и в помещении магазина по адресу:  г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18 сообщили заявителю, что бесплатная замена масла будет произведена только при условии покупки масла непосредственно в магазине «Автолиния» и только при его покупке от 3-х литров. Кроме того, после сообщения заявителя сотрудникам магазина о том, что моторное масло им уже куплено, ему пояснили, что при самостоятельном приобретении моторного масла, вне магазина «Автолиния», замену масла ему не произведут.

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в магазине «Автолиния», является ИП <…> на основании договора субаренды нежилого помещения, заключенного с ООО «Агро-Техника» 01.01.2016 № СА-128.

Вышеуказанная реклама вводила потребителей в заблуждение, поскольку в ней было указано о проведении бесплатной замены масла, без каких-либо условий, что не соответствовало действительности.

По факту распространения вышеуказанной рекламы, содержащей недостоверные сведения, по признакам нарушения Закона «О рекламе» определением от 08.04.2016 (исх. № 58-3-06/1165) в отношении ИП <…> возбуждено настоящее дело.

Согласно письменным пояснениям ИП <…> от 26.04.2016 (вх. № 2261 от 27.04.2016) в торговой точке магазина «Автолиния» по адресу: г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18 проходит акция «Замена масла бесплатно», в рамках которой каждому покупателю масла и масляного фильтра производится бесплатная замена купленного масла. Сроки акции: с 1 апреля по 30 сентября 2016. Акция является пролонгируемой, поэтому условия акции и сроки ее действия оформляются дополнительной наклейкой на основное рекламное поле.

На рассмотрении дела 05.05.2016 представитель ИП <…> подтвердил позицию, изложенную в письменных пояснениях от 26.04.2016 (вх. № 2261 от 27.04.2016) и указал, что данная рекламная акция проходит в магазине «Автолиния» не первый раз, поэтому потребители знакомы с подробностями акции. Кроме того, подробные пояснения об условиях акции можно было получить по номерам телефонов, указанным в рекламе.

 

Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено следующее.

В марте – мае 2016 года на рекламных конструкциях города Тамбова размещалась рекламная акция магазина «Автолиния» следующего содержания: «Автолиния. Центр запасных частей. Качественно. Доступно. Удобно. Быстро. Замена масла БЕСПЛАТНО. Автозапчасти на иномарки. 45-55-55. ул. 3-я Линия, 18».

При входе в магазин «Автолиния» по адресу: г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18, размещалась реклама следующего содержания: «Более 1000 видов масел. Замена масла бесплатно. Сертификаты соответствия в наличии». Указанная реклама сопровождается изображением различных видов моторного масла.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламная информация, размещенная на рекламных конструкциях, а также при входе в магазин «Автолиния», адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение реализуемой услуги по бесплатной замене масла магазина «Автолиния» и привлечение клиентов, формирует и поддерживает интерес к данной акции и способствуют возникновению желания обратиться именно в указанный магазин с целью оказания бесплатной услуги, следовательно, является рекламной.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и, вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе содержится информация о том, что в центре запасных частей «Автолиния» проводится услуга по бесплатной замене масла, в то время как для оказания данной услуги необходимо купить масло в магазине «Автолиния», объемом не менее 3-х литров, а также масляный фильтр. При условии самостоятельного приобретения масла, бесплатная замена не производится.

Из буквального понимания фразы «Замена масла бесплатно», предлагаемая магазином услуга не включает в себя обязательное приобретение масла в магазине «Автолиния», в т.ч. масляного фильтра, а лишь указывает на то, что воспользоваться данной услугой возможно без каких-либо дополнительных условий. Кроме того, указанное в рекламе словосочетание, создает у потребителя впечатление, что при обращении непосредственно за оказанием услуги, ему будет произведена бесплатная замена масла, независимо от того, где оно будет приобретено и в каком количестве.

Данная рекламная информация не соответствует действительности, поскольку в ней отсутствует часть существенной информации о стоимости услуги, т.к. для того, чтобы замена масла была произведена бесплатно, необходимо купить моторное масло и масляный фильтр, что в совокупности образует платную услугу. Указанные обстоятельства искажают смысл рекламной информации и вводят в заблуждение потребителя рекламы.

С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» является ненадлежащей.

Статьей  38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

 

Рассматриваемая реклама размещалась в соответствии со следующими договорами:

  1. Договор на оказание услуг № 290216 от 29.02.2016, заключенный с ООО «Ньюс-Тамбов» на размещение рекламной конструкции с 01.03.2016 по 30.04.2016 по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 50. сторона Б (акт № 661 от 30.04.2016).
  2. Договор на оказание услуг № Т0011 от 01.03.2016, заключенный с ООО «Панорама» на размещение рекламной конструкции с 01.03.2016 по 31.03.2016 по адресу: г. Тамбов, ул. Елецкая/ ул. Гастелло (Авторынок) (акт № 10 от 31.03.2016).
  3. Договор на оказание рекламно-информационных услуг от 14.03.2016, заключенный с ООО РА «Взгляд» на размещение рекламной конструкции с15.03.2016 по 61.05.2016 по адресу: г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 150 ж (акт № 592 от 31.05.2016).

 Довод представителя ИП <…>, что информацию об условиях акции можно было получить по номерам телефонов, указанным в рекламе, признан необоснованным, поскольку наличие номеров телефонов в рекламе не отменяет указание всех условий предоставления данной услуги в самом рекламном материале.

Макеты данных рекламных акций были разработаны ИП <…>и изготовлены ООО РА «Взгляд» по договору от 14.03.2016. В соответствии с указанными макетами рекламной продукции, реклама содержала сведения о сроках и условиях акции «Замена масла бесплатно», однако, впоследствии указанные сведения в рекламе размещены не были.

С учетом изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы, размещавшейся на рекламных конструкциях города Тамбова, а также при входе в магазин «Автолиния», является ИП <…>.

Распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено, в материалы дела представлены доказательства устранения нарушения (фотографии рекламного материала на которых указаны сведения о сроках и условиях акции).

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу магазина «Автолиния», распространявшуюся в марте – мае 2016 года на рекламных конструкциях города Тамбова (ул. Мичуринская, д. 50. сторона Б, ул. Елецкая/ ул. Гастелло (Авторынок), ул. Авиационная, д. 150 ж) следующего содержания: «Автолиния. Центр запасных частей. Качественно. Доступно. Удобно. Быстро. Замена масла БЕСПЛАТНО. Автозапчасти на иномарки. 45-55-55. ул. 3-я Линия, 18», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
  2. Признать ненадлежащей рекламу магазина «Автолиния», распространявшуюся при входе в магазин «Автолиния» по адресу: г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18 следующего содержания: «Более 1000 видов масел. Замена масла бесплатно. Сертификаты соответствия в наличии», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
  3. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии                                                                                                        К.И. Мурзин

 

                                                                                                                       А.А. Абанкин

 

  А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Мясникова А.Н.,

 8(4752) 72-93-54

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ИП

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № Р-10/16

 

Резолютивная часть решения объявлена 5 мая 2016 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2016 года.   

                                                                                                                                                   г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № Р-10/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламной акции по бесплатной замене масла магазина «Автолиния», содержащей признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

- от ИП <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление физического лица (вх. от 08.04.2016 № 1874) о распространении на рекламных конструкциях города Тамбова недостоверной рекламной акции магазина «Автолиния» следующего содержания: «Автолиния. Центр запасных частей. Качественно. Доступно. Удобно. Быстро. Замена масла БЕСПЛАТНО. Автозапчасти на иномарки. 45-55-55. ул. 3-я Линия, 18».

08 апреля 2016 года заявитель обратился в магазин «Автолиния» для оказания услуги по бесплатной замене масла.

Однако, представители магазина «Автолиния» по телефону (запись разговора прилагается) и в помещении магазина по адресу:  г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18 сообщили заявителю, что бесплатная замена масла будет произведена только при условии покупки масла непосредственно в магазине «Автолиния» и только при его покупке от 3-х литров. Кроме того, после сообщения заявителя сотрудникам магазина о том, что моторное масло им уже куплено, ему пояснили, что при самостоятельном приобретении моторного масла, вне магазина «Автолиния», замену масла ему не произведут.

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в магазине «Автолиния», является ИП <…> на основании договора субаренды нежилого помещения, заключенного с ООО «Агро-Техника» 01.01.2016 № СА-128.

Вышеуказанная реклама вводила потребителей в заблуждение, поскольку в ней было указано о проведении бесплатной замены масла, без каких-либо условий, что не соответствовало действительности.

По факту распространения вышеуказанной рекламы, содержащей недостоверные сведения, по признакам нарушения Закона «О рекламе» определением от 08.04.2016 (исх. № 58-3-06/1165) в отношении ИП <…> возбуждено настоящее дело.

Согласно письменным пояснениям ИП <…> от 26.04.2016 (вх. № 2261 от 27.04.2016) в торговой точке магазина «Автолиния» по адресу: г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18 проходит акция «Замена масла бесплатно», в рамках которой каждому покупателю масла и масляного фильтра производится бесплатная замена купленного масла. Сроки акции: с 1 апреля по 30 сентября 2016. Акция является пролонгируемой, поэтому условия акции и сроки ее действия оформляются дополнительной наклейкой на основное рекламное поле.

На рассмотрении дела 05.05.2016 представитель ИП <…> подтвердил позицию, изложенную в письменных пояснениях от 26.04.2016 (вх. № 2261 от 27.04.2016) и указал, что данная рекламная акция проходит в магазине «Автолиния» не первый раз, поэтому потребители знакомы с подробностями акции. Кроме того, подробные пояснения об условиях акции можно было получить по номерам телефонов, указанным в рекламе.

 

Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено следующее.

В марте – мае 2016 года на рекламных конструкциях города Тамбова размещалась рекламная акция магазина «Автолиния» следующего содержания: «Автолиния. Центр запасных частей. Качественно. Доступно. Удобно. Быстро. Замена масла БЕСПЛАТНО. Автозапчасти на иномарки. 45-55-55. ул. 3-я Линия, 18».

При входе в магазин «Автолиния» по адресу: г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18, размещалась реклама следующего содержания: «Более 1000 видов масел. Замена масла бесплатно. Сертификаты соответствия в наличии». Указанная реклама сопровождается изображением различных видов моторного масла.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламная информация, размещенная на рекламных конструкциях, а также при входе в магазин «Автолиния», адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение реализуемой услуги по бесплатной замене масла магазина «Автолиния» и привлечение клиентов, формирует и поддерживает интерес к данной акции и способствуют возникновению желания обратиться именно в указанный магазин с целью оказания бесплатной услуги, следовательно, является рекламной.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и, вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе содержится информация о том, что в центре запасных частей «Автолиния» проводится услуга по бесплатной замене масла, в то время как для оказания данной услуги необходимо купить масло в магазине «Автолиния», объемом не менее 3-х литров, а также масляный фильтр. При условии самостоятельного приобретения масла, бесплатная замена не производится.

Из буквального понимания фразы «Замена масла бесплатно», предлагаемая магазином услуга не включает в себя обязательное приобретение масла в магазине «Автолиния», в т.ч. масляного фильтра, а лишь указывает на то, что воспользоваться данной услугой возможно без каких-либо дополнительных условий. Кроме того, указанное в рекламе словосочетание, создает у потребителя впечатление, что при обращении непосредственно за оказанием услуги, ему будет произведена бесплатная замена масла, независимо от того, где оно будет приобретено и в каком количестве.

Данная рекламная информация не соответствует действительности, поскольку в ней отсутствует часть существенной информации о стоимости услуги, т.к. для того, чтобы замена масла была произведена бесплатно, необходимо купить моторное масло и масляный фильтр, что в совокупности образует платную услугу. Указанные обстоятельства искажают смысл рекламной информации и вводят в заблуждение потребителя рекламы.

С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» является ненадлежащей.

Статьей  38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

 

Рассматриваемая реклама размещалась в соответствии со следующими договорами:

  1. Договор на оказание услуг № 290216 от 29.02.2016, заключенный с ООО «Ньюс-Тамбов» на размещение рекламной конструкции с 01.03.2016 по 30.04.2016 по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 50. сторона Б (акт № 661 от 30.04.2016).
  2. Договор на оказание услуг № Т0011 от 01.03.2016, заключенный с ООО «Панорама» на размещение рекламной конструкции с 01.03.2016 по 31.03.2016 по адресу: г. Тамбов, ул. Елецкая/ ул. Гастелло (Авторынок) (акт № 10 от 31.03.2016).
  3. Договор на оказание рекламно-информационных услуг от 14.03.2016, заключенный с ООО РА «Взгляд» на размещение рекламной конструкции с15.03.2016 по 61.05.2016 по адресу: г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 150 ж (акт № 592 от 31.05.2016).

 Довод представителя ИП <…>, что информацию об условиях акции можно было получить по номерам телефонов, указанным в рекламе, признан необоснованным, поскольку наличие номеров телефонов в рекламе не отменяет указание всех условий предоставления данной услуги в самом рекламном материале.

Макеты данных рекламных акций были разработаны ИП <…>и изготовлены ООО РА «Взгляд» по договору от 14.03.2016. В соответствии с указанными макетами рекламной продукции, реклама содержала сведения о сроках и условиях акции «Замена масла бесплатно», однако, впоследствии указанные сведения в рекламе размещены не были.

С учетом изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы, размещавшейся на рекламных конструкциях города Тамбова, а также при входе в магазин «Автолиния», является ИП <…>.

Распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено, в материалы дела представлены доказательства устранения нарушения (фотографии рекламного материала на которых указаны сведения о сроках и условиях акции).

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу магазина «Автолиния», распространявшуюся в марте – мае 2016 года на рекламных конструкциях города Тамбова (ул. Мичуринская, д. 50. сторона Б, ул. Елецкая/ ул. Гастелло (Авторынок), ул. Авиационная, д. 150 ж) следующего содержания: «Автолиния. Центр запасных частей. Качественно. Доступно. Удобно. Быстро. Замена масла БЕСПЛАТНО. Автозапчасти на иномарки. 45-55-55. ул. 3-я Линия, 18», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
  2. Признать ненадлежащей рекламу магазина «Автолиния», распространявшуюся при входе в магазин «Автолиния» по адресу: г. Тамбов, ул. 3-я Линия, 18 следующего содержания: «Более 1000 видов масел. Замена масла бесплатно. Сертификаты соответствия в наличии», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
  3. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии                                                                                                        К.И. Мурзин

 

                                                                                                                       А.А. Абанкин

 

  А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Мясникова А.Н.,

 8(4752) 72-93-54

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р-10/16 [format] => [safe_value] => Р-10/16 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 2168 [uid] => 5 [filename] => resh_sayt.docx [uri] => public://solution/2016/11/20/resh_sayt_0.docx [filemime] => application/vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document [filesize] => 30983 [status] => 1 [timestamp] => 1479643810 [origname] => resh_sayt.docx [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2016-05-20 12:07:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2016-05-20 12:07:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1479643696 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тамбовское УФАС России )