БезФормата: Об итогах публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Тамбовского УФАС России в III квартале 2018 года

25 октября 2018 года Тамбовское УФАС России провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики в III квартале 2018 года.

 

В мероприятии приняли участие представители региональных общественных объединений, директор правового департамента аппарата главы администрации Тамбовской области председатель комитета государственного заказа Тамбовской области уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тамбовской области председатель  Тамбовского   регионального отделения "Опора России", представители органов власти области, местного самоуправления и бизнес-сообществ.

 

 

 

После открытия публичных обсуждений руководитель Тамбовского УФАС России Гречишникова Елена Анатольевна выступила с докладом: «Антимонопольный комплаенс в органах власти».

 

«ФАС  России подготовила, а на прошлой неделе  Правительство РФ утвердило методику по созданию и организации системы внутреннего контроля в органах власти. Методика утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 N 2258-р для федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства также рекомендовано руководствоваться этими методическими рекомендациями».

 

 

Кроме того, Елена Гречишникова указала, что общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса должен осуществляться руководителем  органа, который вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, применять  меры ответственности за несоблюдение акта об антимонопольном комплаенсе, рассматривать материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимать меры, направленные на устранение выявленных недостатков, осуществлять контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.

 

В заключении Елена Гречишникова добавила, что «семь регионов, среди которых Тамбовская область, сделали уверенный шаг к выполнению Нацплана по развитию конкуренции и поручений Президента страны по итогам апрельского Государственного совета».

 

В публичных обсуждениях принял участие председатель Комитета государственного заказа Тамбовской области Громов Владимир Николаевич, который рассказал участникам публичных слушаний «О работе комитета государственного заказа области по реализации Указа Президента от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

 

 

 

 

 

В соответствии с программой мероприятия с докладом «Контроль и пресечение нарушений антимонопольного законодательства  органами власти»   выступила заместитель руководителя Тамбовского УФАС России    Мазаева Светлана Владимировна.

 

 

 

В третьем квартале 2018 года по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдано 4 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства: Тамбовской городской Думе, администрации Кулеватовского сельсовета Сосновского района, администрации Перкинского и Троицковихляйского сельсоветов Сосновского района.

Комиссия Тамбовского УФАС России признала МКУ «Долговой центр и ООО «ТрансЭкоСервис» нарушившими пункт 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции при заключении антиконкурентного соглашения, результатом которого стало одновременное заключение указанными лицами 13.06.2017 двенадцати контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова без проведения торгов, что привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке услуг по уборке городских территорий.  В настоящее время в отношении участников соглашения и их должностных лиц  возбуждены административные производства по статье 14.32 КоАП РФ.

Особое внимание Светлана Мазаева уделила итогам судебного разбирательства по факту незаконности переуступки прав и обязанностей по договору. 27 августа Арбитражный суд Центрального округа подтвердил законность и обоснованность решения Тамбовского УФАС России о нарушении администрацией города Тамбова антимонопольного законодательства и выданного на его основании предписания. 19 сентября 2018 года Арбитражный суд Центрального округа отказал администрации города Тамбова, ООО «Капитал» и ООО «Жилищно-строительная компания «Юг» в удовлетворении жалоб на решения судов первой и апелляционной инстанций, которыми была поддержана позиция антимонопольного органа.

Начальник отдела контроля деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин Константин Иванович в своем докладе осветил такие направления работы Тамбовского УФАС России, как контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, контроль за соблюдением в сфере электроэнегетики, а также проведением торгов.

 

 

 

В 3 квартале 2018 года за нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, возбуждено два дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Нарушение заключалось в прекращении сетевой организацией подачи электроэнергии на объекте потребителя на основании того, что потребитель был подключен по временной схеме, и срок, на который осуществлялось технологическое присоединение, истек. При этом, у Общества отсутствовали правовые основания для прекращения передачи электрической энергии потребителю.

 

 

Как показывает практика Тамбовского УФАС России, наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми сетевыми организациями, являются несоблюдение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению (вместо установленных 6 месяцев – более длительный срок); нарушение положений Правил о плате за технологическое присоединение (не установление льготных условий технологического присоединения, а именно платы в размере 550 руб.).

 

В 3 квартале 2018 года в Тамбовское УФАС России в порядке статьи 18.1 ФЗ-135 «О защите конкуренции» поступило 14 жалоб, 4 из которых признаны обоснованными, 5 необоснованными, 5 возвращены. Обоснованными признаны жалобы на торги (закупки) проводимые в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Заявители, чьи доводы признаны обоснованными, обращались в Тамбовское УФАС России с жалобами на действия Заказчика (Организатора торгов) и комиссии Заказчика (Организатора торгов) в связи тем, что: организатором торгов в установленный законом срок не возвращен задаток, уплаченный в качестве обеспечения заявки поданной на торги, комиссии Заказчика необоснованно отклонила заявку, поданную на участие в торгах, организатором торгов нарушен порядок проведения аукциона по продаже объекта движимого имущества.

 

«Заключение договора по результатам закупки до истечения десятидневного срока обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии ( часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны заказчика», - подытожил Константин Мурзин.

 

Доклад ведущего специалиста - эксперта Мясниковой Алены Николаевны был посвящен обзору нарушений в сфере рекламного законодательства, недобросовестной и недостоверной рекламе.

 

Были приведены примеры наиболее частых нарушений по каждому из заявленных направлений, и приведено сравнение основных показателей 2017 и 2018 года.

 

 

 

Алена Николаевна рассказала о недобросовестной и недостоверной рекламе, вводящей в заблуждение потребителей, были затронуты вопросы, касающиеся размещения рекламы с указанием сравнительной характеристики «самый, лучший, первый, № 1», а также особенности привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.

 

 

 

Затем с докладом выступила главный специалист-эксперт Дедова Елена Николаевна.

 

В докладе прозвучали итоги работы ведомства по таким направлениям как выявление и пресечение недобросовестной конкуренции, выявление и пресечение антиконкурентных соглашений, а также применение риск-ориентированного подхода при осуществлении антимонопольного контроля. Подробно Елена Дедова остановилась на антиконкурентных соглашениях.

 

В 3 квартале 2018 года Тамбовское УФАС России признало факт сговора ООО «Тамбовгеология» и ООО «ТамбовТехМонтаж».   Обществами заключено и реализовано антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен при участии в 8 электронных аукционах, предметом которых являлись    работы    по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры для нужд муниципалитетов Тамбовской области    в 2016-2017 годах.  В отношении указанных лиц возбуждены дела об административном правонарушении.

 

Затем выступила заместитель руководителя Тамбовского УФАС России Колодина Наталия Николаевна с докладом на тему: «Отдельные особенности применения законодательства о контрактной системе».                                                                                                                                                                                            

 

«

 

В конце июня – начале июля 2018 года вступили в силу множественные изменения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что обязательно следует учитывать при публикации извещений о закупках, начиная с 1 июля 2018 года» - подчеркнула Наталия Колодина.

 

 

Были приведены примеры частых нарушений законодательства о контрактной системе, которые выявляют антимонопольные органы при рассмотрении жалоб и проведении плановых и внеплановых проверок.

 

«К примеру, победителя, представившего неподходящую банковскую гарантию, нужно признать уклонившимся от заключения контракта, заказчику недопустимо требовать сведения о товаре, которые можно получить только в результате дополнительных исследований и испытаний, также неправомерно отклонять заявку участника, в которой не указан товарный знак», – указала Наталия Колодина.

 

Заключительная часть мероприятия была посвящена ответам на вопросы участников публичных обсуждений.