Протокол №10

ПРОТОКОЛ № 10

заседания Общественно-консультативного совета при Тамбовском УФАС России

06.09.2010

г. Тамбов

начало: 15 часов 00 минут;

окончание: 16 часов 20 минут

Присутствовали:

Первый сопредседатель ОКС: Гречишникова Елена Анатольевна — руководитель Тамбовского УФАС России;

Второй сопредседатель ОКС: Колосов Сергей Юрьевич — и.о. вице-президента Тамбовской областной Торгово-промышленной палаты (представитель Калинова Николая Федоровича);

Ответственный секретарь ОКС: Колодина Наталия Николаевна — начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тамбовского УФАС России;

Приглашенные: - Мазаева Светлана Владимировна — заместитель руководителя Тамбовского УФАС России — начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России;

- Чибисова Татьяна Леонидовна — начальник отдела контроля деятельности естественных монополий и рекламного контроля Тамбовского УФАС России.

члены ОКС:

Козлов Виктор Иванович — исполнительный директор Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей;

Панкратов Андрей Валерьевич — представитель Общественной организации защиты прав потребителей г. Тамбова «Голос потребителя»;

Шитяков Вадим Константинович — председатель Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»;

Четырина Валентина Михайловна - главный специалист Тамбовской региональной общественной организации «Союз потребителей «Защита» (по доверенности от директора ТРОО «Союз потребитель «Защита» Клюева Н.Н.);

Чистякова Людмила Петровна — главный юрист Тамбовского государственного технического университета;

Отсутствовали:

Долгих Вячеслав Васильевич — представитель Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей;

Андросов Владимир Иванович — представитель Ассоциации рыбопромышленников Тамбовской области;

Пучнин Владимир Михайлович — директор Института Права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина;

Каратунов Николай Дмитриевич — руководитель регионального общественного объединения по защите прав потребителей.

Заседание ОКС правомочно принимать решения, т. к. присутствует 2/3 общего числа членов ОКС.

Слушали:

Гречишникова. (Приветственное слово, обсуждение повестки заседания ОКС):

Повестка десятого заседания ОКС при Тамбовском УФАС России:

1. Анализ договоров на поставку электроэнергии, тепловой энергии, газа; их соответствие антимонопольному законодательству. 2. Предприниматели и рост тарифов на услуги естественных монополий в Тамбовской области. 3. Банковская гарантия как средство обеспечения государственного контракта. 4. Другое.

1. Анализ договоров на поставку электроэнергии, тепловой энергии, газа; их соответствие антимонопольному законодательству (докладчик — Мазаева С.В.).

Правительство РФ в целях совершенствования государственного регулирования цен на газ и развития рыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке газа приняло постановление от 28.05.2007 N 333 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ».

Указанным постановлением внесены изменения, в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г ода N 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации».

Постановлением Правительства № 333 установлено, что:

- до 1 января 2011г. в целях информирования участников рынка газа о принципах формирования оптовых цен на газ, применяемых начиная с 2011 года, оптовая цена на добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами газ, в отношении которого осуществляется государственное регулирование цен, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по установленной этим органом формуле, обеспечивающей равную доходность поставок газа на внешний и внутренний рынки (далее - формула цены газа).

Сведения о такой оптовой цене на газ размещаются на официальном сайге указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; - с 1 января 2011 г. поставка добываемого открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами газа по договорам (в том числе долгосрочным) всем потребителям (кроме населения) осуществляется по оптовым ценам, определяемым по формуле цены газа. Федеральной службе по тарифам поручено утвердить положения, определяющие: формулу цены газа, особенности и периодичность расчета оптовых цен на газ по формуле цены газа, перечень показателей, необходимых для проведения расчета, принципы их формирования, источники исходных данных для проведения расчета и перечень необходимых материалов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности; особенности определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования оптовых цен на газ, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021.

Согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства № 333 дополнен раздел IV пунктами 15.1 - 15.3 следующего содержания: "15.1. Оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):

а) конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами);

б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);

в) конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения.

В качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен.

В качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, которые устанавливаются исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен и увеличиваются в 2007 году на 60 процентов, в 2008 году — на 50 процентов, с 1 января 2009 г. - на 40 процентов, с 1 июля 2009 г. - на 30 процентов, с 1 января 2010 г. - на 20 процентов, с 1 июля 2010 г. - на 10 процентов.

Поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 настоящих Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам)."

Федеральная служба по тарифам разработала Положение об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3

Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (приказ от 5 июля 2007 г. N 155-э).

Положение применяется в отношении газа, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, в отношении которого осуществляется государственное регулирование цен, кроме газа, реализуемого населению. Принципы регулирования применяются к объемам поставки газа сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом предусмотренного договором календарного графика поставки газа.

В случае, если в 2007 году конечный потребитель не потреблял газ (снизил потребление) в связи с отсутствием деятельности предприятия (организации), снижением объема производства товаров (работ, услуг), выведением газоиспользующего оборудования в капитальный ремонт, на реконструкцию или модернизацию, и это нашло отражение в первоначальном договоре поставки на 2007 год, то принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 — 15.3 Основных положений, применяются к объемам газа сверх договорных объемов поставки (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) предыдущего года, в течение которого уменьшения потребления газа в связи с отсутствием деятельности, снижением объемов производства, проведением капитальных ремонтов, реконструкций, модернизаций не производилось. В случае, если в течение 2006-2007 годов конечный потребитель ежегодно снижал потребление газа в связи с отсутствием деятельности предприятия (организации), снижением объемов производства, проведением капитальных ремонтов, реконструкций, модернизаций газоиспользующего оборудования, то принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам газа сверх максимальных годовых договорных объемов поставки (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) за указанный период.

Принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам газа сверх суммарных объемов поставки газа, отраженных в договорах, заключаемых в течение 2007 года (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам), с учетом положений пункта 5 настоящего Положения, при условии, что в течение года заключается несколько договоров поставки газа в следующих случаях: - создание новых конечных потребителей путем реорганизации; - все газоиспользующее оборудование или его часть передано на праве собственности или ином законном основании другому конечному потребителю; - новое газоиспользующее оборудование вводится в эксплуатацию взамен ранее использовавшегося.

В случае, если путем реорганизации создаются новые конечные потребители (право собственности на часть газоиспользующего оборудования передается другому конечному потребителю или оборудование передается на иных законных основаниях), то объемы поставки газа, сверх которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, сумма которых равна объемам поставки газа, отраженным в договорах, заключаемых на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам), с учетом положений пункта 5 настоящего Положения распределяются между конечными потребителями на основании достигнутых между ними договоренностей либо, в случае отсутствия таковых, пропорционально проектной мощности газоиспользующего оборудования.

В случае, если в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения поставка газа после 1 июля 2007 г. конечному потребителю, ранее обеспечивавшемуся газом, добываемым ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, осуществляется полностью или частично с использованием вновь введенных в эксплуатацию объектов магистрального трубопроводного транспорта, то принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам газа сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам), с учетом положений пункта 5 настоящего Положения.

(далее - обсуждение вопроса членами ОКС при Тамбовском УФАС России).

2. Предприниматели и рост тарифов на услуги естественных монополий в Тамбовской области (докладчик — Чибисова Т.Л.)

Услуги технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии может осуществляться только на основании заключенного договора.

Ранее выдавались только технические условия, без заключения договоров на услуги технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей и без указания существенных условий, которые предусмотрены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 168).

В настоящее время требование о выдаче технических условий с заключением договоров на услуги технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей и указанием существенных условий является обязательным.

При рассмотрении заявлений и проведении плановых и внеплановых проверок Тамбовское УФАС России уделяет данному вопросу одно из первостепенных значений в целях обеспечения условий конкуренции на соответствующих товарных рынках. В частности, сетевая компания не должна навязывать потребителям электрической энергии сбытовую компанию (привела примеры рассмотрения дел).

3 сентября 2010 года Тамбовским УФАС России по результатам проверки возбуждено дело № 2/03 в отношении ОАО «ТКС», по результатам рассмотрения которого хозяйствующий субъект признан нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии действиями по несоблюдению требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые могут привести к ущемлению интересов потребителей услуг технологического присоединения к электрическим сетям.

Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением.

(далее - обсуждение вопроса членами ОКС при Тамбовском УФАС России).

3. Банковская гарантия как средство обеспечения государственного контракта (докладчик — Колодина Н.Н.)

Один из самых популярных вопросов в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд — могут ли страховые компании предоставлять банковские гарантии.

В 2009 году и прошедший период 2010 года произошли значительные изменения в Законе о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

ФАС России дала исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. В настоящее время страховые компании предоставлять банковские гарантии не могут, поскольку обязаны иметь лицензию ЦБ РФ, которой у них нет.

В случае если сегодня участник размещения заказа предоставляет в качестве обеспечения обязательств банковскую гарантию страховой компании, он признается уклонившимся от заключения контракта в связи с непредоставлением надлежащего обеспечения.

Последствия такого признания — потеря права заключения контракта, включение участника размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков, а также потеря им обеспечения по заявке до 5 % от стоимости контракта. Последнее для предпринимателей особенно болезненно.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон о размещении заказов, и практика применения банковской гарантии в качестве средства обеспечения государственного контракта стала более прозрачной, более четко регламентирована и понятна как заказчикам, так и потенциальным участникам размещения заказа.

Так, согласно части 4 статьи 29 Закона о размещении заказов, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником конкурса самостоятельно. Если победителем конкурса или участником конкурса, с которыми заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.

В соответствии с частью 4.1 указанной статьи в случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, поручителем выступает юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации и которое соответствует следующим требованиям:

1) капитал и резервы поручителя, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должны составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать размер поручительства не менее чем в десять раз;

2) чистая прибыль поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна превышать не менее чем в три раза размер поручительства или размер чистой прибыли поручителя должен составлять более чем сто миллионов рублей;

3) стоимость основных средств (в части зданий) поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать не менее чем в десять раз размер поручительства или стоимость указанных основных средств (в части зданий) должна составлять более чем один миллиард рублей.

4.2. Соответствие поручителя требованиям, установленным частью

4.1 настоящей статьи, определяется по данным бухгалтерской отчетности за два последних отчетных года или, если договор поручительства заключен до истечения срока представления годовой отчетности, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, по выбору поручителя по данным бухгалтерской отчетности за два отчетных года, предшествующих последнему отчетному году. При этом соответствие поручителя требованиям, установленным частью 4.1 настоящей статьи, определяется по данным бухгалтерской отчетности за каждый отчетный год.

4.3. В случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, контракт может быть заключен только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, одновременно с договором поручительства соответствующих копий бухгалтерских отчетностей поручителя, представленных в налоговый орган в установленном порядке, а также документов в отношении поручителя, указанных в подпунктах "в" и "д" пункта 1 части 3 статьи 25 настоящего Федерального закона и подтверждающих его полномочия. Все листы предоставляемых документов должны быть прошиты, скреплены печатью поручителя и подписаны уполномоченным лицом поручителя. Соблюдение указанных требований подтверждает подлинность и достоверность предоставленных документов, сведений поручителя.

5. В случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним государственного или муниципального контракта. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются участнику конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, в течение пяти рабочих дней со дня заключения государственного или муниципального контракта с победителем конкурса или с таким участником конкурса.

(далее - обсуждение вопроса членами ОКС при Тамбовском УФАС России).

Гречишникова. У членов ОКС будут дополнения к повестке десятого заседания ОКС при Тамбовском УФАС России?

Члены ОКС: Нет.

Сопредседатель ОКС — руководитель управления Гречишникова Елена Анатольевна

Ответственный секретарь ОКС — начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Наталия Николаевна

 

Дата проведения Совета: 
10 сентября 2010, 11:12