Протокол №7

ПРОТОКОЛ № 7

заседания Общественно-консультативного совета при Тамбовском УФАС России

24.02.2010                                                                                                                        г. Тамбов

начало: 15 часов 00 минут;
окончание: 16 часов 45 минут

Присутствовали:
    
Первый сопредседатель ОКС: Гречишникова Елена Анатольевна;
Второй сопредседатель ОКС: и.о. вице-президента Тамбовской областной Торгово-промышленной палаты Колосов Сергей Юрьевич — представитель Калинова Николая Федоровича;
Ответственный секретарь ОКС: Колодина Наталия Николаевна;

члены ОКС:
Долгих Вячеслав Васильевич — представитель Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей;
Панкратов Андрей Валерьевич — представитель Общественной организации защиты прав потребителей г. Тамбова «Голос потребителя»;
Шитяков Вадим Константинович — председатель Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»;
Четырина Валентина Михайловна - главный специалист Тамбовской региональной общественной организации «Союз потребителей «Защита» (по доверенности от директора ТРОО «Союз потребитель «Защита» Клюева Н.Н.);
Чистякова Людмила Петровна — главный юрист Тамбовского государственного технического университета.

Отсутствовали:
Андросов Владимир Иванович — представитель Ассоциации рыбопромышленников Тамбовской области;
Пучнин Владимир Михайлович — директор Института Права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина;
Каратунов Николай Дмитриевич — руководитель регионального общественного объединения по защите прав потребителей;
Козлов Виктор Иванович — исполнительный директор Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей.

Заседание ОКС правомочно принимать решения, т. к. присутствует 2/3 общего числа членов ОКС.

Слушали:

Гречишникова. (Приветственное слово, обсуждение повестки заседания ОКС):
Повестка Седьмого заседании ОКС при Тамбовском УФАС России:
1) итоги деятельности Тамбовского УФАС России в 2009 году;
2) обсуждение и утверждение плана работы ОКС в 2010 году;
3) недобросовестная конкуренция. Требования антимонопольного законодательства. Выявленные нарушения и практика пресечения нарушений антимонопольного законодательства;
4) антимонопольные нарушения со стороны органов власти. Незаконные административные барьеры;
5) нормы регионального законодательства, создающие ограничения для субъектов малого предпринимательства;
6) другое.

1. Итоги деятельности Тамбовского УФАС России в 2009 году (докладчик — Гречишникова Е.А.).
По первому вопросу повестки Седьмого заседания ОКС при Тамбовской области:
Количественные показатели деятельности Управления (для сравнения в скобках указаны аналогичные данные за 2008 год)
2009 год был для нашего Управления напряженным, увеличилась интенсивность работы Управления по сравнению с 2008 годом в 2 раза, о чём свидетельствуют показатели.

1. Работа по выявлению нарушений антимонопольного законодательства
1) рассмотрено  заявлений о нарушении антимонопольного законодательства - 186 (91);
2) возбуждено и рассмотрено 153 (62) дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по заявлениям и обращениям — 55 (26) дел, по собственной инициативе — 98 (36) дел;
3) выдано предписаний, обязательных для исполнения – 65 (23);
4) рассмотрено 158 (110) нормативных правовых актов или ненормативных актов органов власти и управления на соответствие антимонопольному законодательству, из которых в 73 (49) актах выявлены нарушения и проведена работа по их устранению;
8) рассмотрено 27 (15) ходатайств органов власти и управления о предоставлении государственной или муниципальной помощи (в настоящее время – преференций), 18 (13) из которых удовлетворены, по 1 дано согласие с введением ограничения, по 8 обращениям дан ответ, что согласие на предоставление преференции не требуется;
9) рассмотрено 10 (12) ходатайств хозяйствующих субъектов о получении согласия антимонопольного органа на совершение имущественных сделок и уведомлений;
10) проведено 17 (20) исследований товарных рынков для анализа и оценки состояния конкуренции по заданию Федеральной антимонопольной службы и по собственной инициативе.
Самыми актуальными и важными товарными рынками, на которых следует  вести постоянную и тщательную работу по мониторингу, выявлению и жёсткому пресечению нарушений антимонопольного законодательства, остаются рынки нефтепродуктов и ЖКХ, фармацевтический рынок и рынки социально значимых товаров, прежде всего - основных продуктов питания. Это указание дано Федеральной антимонопольной службой. Работа по данным направлениям по наращиванию усилий за обеспечением условий конкуренции на всех товарных и финансовых рынках является одной из основной в настоящее время и на ближайшую перспективу.
Возросло число выявленных нарушений по статье 14 Закона о Защите конкуренции «недобросовестная конкуренция». В 2009 году по данной статье возбуждено 16 (4) дел, нарушения подтвердились по 14 делам.
Также наблюдается резкий рост по статье 16 Закона о защите конкуренции «ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти и управления»: в 2009 году возбуждено и рассмотрено 24 (4) дела, нарушения подтвердились в 21 случае.
2. Контроль за соблюдением законодательства о рекламе
По фактам нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» в 2009 году возбуждено 48 дел по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ненадлежащая реклама). Вынесено 46 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 725 000 рублей, уплачено штрафов на сумму 541 000 рублей.
В 2008 году возбуждено 46 дел по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вынесено 41 постановление о наложении административных штрафов на общую сумму 853 000 рублей, уплачено штрафов на сумму 757 000 рублей.
3. Контроль за соблюдением размещением заказов для государственных и муниципальных нужд
В 2009 году в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило 104 (61) жалобы от участников размещения заказа на действия государственных и муниципальных заказчиков и комиссий по размещению заказов.
14 (11) жалоб возвращено участникам размещения заказа в случаях, установленных в части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов, 7 (2) жалоб были отозваны заявителями, 46 (32) жалоб были признаны необоснованными.
37 (16) жалоб признаны обоснованными, по результатам их рассмотрения, включая отозванные жалобы, по которым проведены внеплановые проверки, выдано 38 (14) предписаний.
За 2009 год исполнены все предписания, выданные по результатам рассмотрения жалоб и осуществления внеплановых проверок.
Основные виды нарушений, выявленные при рассмотрении жалоб:
установление требований к участникам размещения заказа либо к предоставлению в составе заявки документов и сведений, противоречащих закону;
необоснованный допуск участников, в том числе победителя;
необоснованный отказ в допуске участника;
размещение на официальном сайте не полной информации.
В 2009 году Тамбовское УФАС России провело 11 плановых (выездных) проверок и 53 внеплановых проверок. В 2009 году значительно увеличилось количество внеплановых проверок.
В ходе указанных проверок всего проверено 4813 размещений заказов, в том числе 4574 для федеральных государственных нужд. При размещении 150 заказов были выявлены различные нарушения законодательства, самые часто встречающиеся:
не уведомление заказчика о заключении договоров с  подразделениями органов внутренних дел (п.5 ч.2 ст. 55 Закона о размещении заказов);
установление требований к участникам размещения заказа либо к предоставлению в составе заявки документов и сведений, противоречащих закону;
необоснованный допуск участников, в том числе победителя;
необоснованный отказ в допуске участника;
составление и оформление протоколов с нарушениями.
В 2009 году  Тамбовским УФАС России рассмотрено 64 обращения заказчиков об уклонении победителей размещения заказов от заключения государственного или муниципального контрактов и 14 обращений заказчиков о расторжении контрактов по решениям суда.
13 обращений признаны необоснованными, т.к. факт уклонения не подтвердился, либо решение суда не вступило в законную силу.
Всего за 2009 год в реестр недобросовестных поставщиков включено 66 поставщиков, из них 56 - на основании решений, принятых Комиссией Тамбовского УФАС России. По сравнению с 2008 годом в результате обращений заказчиков в 2009 году включено в реестр недобросовестных поставщиков на 45 поставщиков больше.
4. Применение мер административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
С внесением изменений в статью 30.9 КоАП РФ появилась возможность обжалования решений судов, что положительно повлияло на результаты судебного рассмотрения. Кассационная инстанция Тамбовской области по жалобам Тамбовского УФАС России отменила несколько решений судов первой инстанции о применении малозначительности и оставила постановления о наложении штрафов в силе.
Всего Тамбовское УФАС России в 2009 году возбудило 296 (207) дел об административном правонарушении в различных сферах законодательства, из них:
на товарных и финансовых рынках – 32 дела;
по рекламе – 48 дел;
по размещению заказов – 216 дел.
Всего выдано 180 (123) постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму штрафа в размере 54 425 000 рублей (9 800 000 рублей). Уплачено штрафов по состоянию на 1 января 2010 года в сумме 3 520 000 рублей (1 648 000 рублей). Остальные штрафы либо обжалуются в суде, либо находятся в стадии исполнения.

2. Обсуждение и утверждение плана работы ОКС в 2010 году (докладчик — Гречишникова Е.А.)
Гречишникова. По второму вопросу повестки Седьмого заседания ОКС при Тамбовском УФАС России
Предлагаю:
1) установить время проведения ОКС при Тамбовском УФАС России в 2010 году:
февраль;
апрель;
июнь;
сентябрь;
ноябрь;
2) вынести на рассмотрение заседаний ОКС при Тамбовском УФАС России в 2010 году следующие вопросы:
а) «Выделение земельных участков для целей, не связанных со строительством. Выявленные нарушения антимонопольного законодательства» (апрель);
б) «Нормы законодательства Тамбовской области и акты органов местного самоуправления, создающие ограничения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Выявленные нарушения антимонопольного законодательства» (апрель);
в) «Требования рекламного законодательства. Выявленные Тамбовским УФАС России нарушения» (июнь);
г) «Анализ договоров на поставку электроэнергии, тепловой энергии, газа; их соответствие антимонопольному законодательству» (сентябрь);
3) всем членам ОКС при Тамбовском УФАС России провести подготовительную работу по выявлению норм законодательства Тамбовской области и актов органов местного самоуправления, создающих ограничения для субъектов малого и среднего предпринимательства, и установлению фактов с признаками ограничения конкуренции в отношении малого и среднего бизнеса со стороны органов власти и органов местного самоуправления. Материалы по указанным вопросам представлять в Тамбовское УФАС России по мере выявления.
Гречишникова. У членов ОКС будут возражения или предложения по данному вопросу?
Члены ОКС: Нет, согласны с предложением. (проголосовали единогласно)
Гречишникова. Итак, утверждаем план работы ОКС при Тамбовском УФАС России на 2010 год.

3. Недобросовестная конкуренция. Требования антимонопольного законодательства. Выявленные нарушения и практика пресечения нарушений антимонопольного законодательства. (докладчик — Колодина Н.Н.)
Гречишникова. По третьему вопросу повестки Седьмого заседания ОКС при Тамбовском УФАС России докладывает ответственный секретарь ОКС при Тамбовском УФАС России — начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тамбовского УФАС России Колодина Наталия Николаевна.
У членов ОКС будут возражения?
Члены ОКС: Нет.
Колодина. В отчётном периоде Тамбовским УФАС России было выявлено 14 нарушений  статьи 14 Закона «О защите конкуренции» (в прошлом году – 4 нарушения).
Всего в отчётном периоде возбуждено и рассмотрено 16 (4) дел, количество возбуждённых по статье 14 Закона «О защите конкуренции» дел также увеличилось по сравнению с 2008 годом.
Причиной роста данных количественных показателей является увеличение количества поступивших заявлений и обращений хозяйствующих субъектов с указанием на признаки совершения недобросовестной конкуренции, обусловленное большей правовой осведомлённостью, а также активизацией работы Тамбовского УФАС России, в том числе - по адвокатированию конкуренции и популяризации деятельности антимонопольных органов.
Следует отметить, что еще одной причиной роста выявленных нарушений по указанной статье стало заметное обострение конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов на отдельных товарных рынках, например, на рынке услуг страхования и услуг погребения, что положительным образом влияет на развитие рынков и помогает в работе с предупреждением и пресечением подобных нарушений.
Наиболее частые нарушения:
- распространение  ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара;
- и другие.
(Приведены и рассмотрены примеры дел по указанной статье)

------- обсуждение вопроса сопредседателями ОКС при Тамбовском УФАС России и членами ОКС при Тамбовском УФАС России -------

4. Антимонопольные нарушения со стороны органов власти. Незаконные административные барьеры. (докладчик — Гречишникова Е.А.)
Гречишникова. По четвертому вопросу повестки Седьмого заседания ОКС при Тамбовском УФАС России:
Работа территориальных органов ФАС России по предотвращению и пресечению антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков – одна из основных. Пресечение антиконкурентных актов и действий (бездействия) органов власти занимает важнейшее место и в антимонопольном законодательстве (статьи 15-21 Закона о защите конкуренции) и в практике работы (по многолетней статистике – около 50% работы по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства).
Так, в 2008 году в отношении органов власти и управления возбуждено и рассмотрено 34 дела из всего возбужденных 62 (55 %), в 2009 году – 111 дел из рассмотренных 153 дел (73%).  
Работа ФАС России по предотвращению и пересечению антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков является составной частью работы всего государственного аппарата по решению следующих задач:
- борьба с коррупцией,
- снятие административных барьеров
- поддержка предпринимательства.
В 2009 году были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации следующие конкретные рынки, отрасли, либо сферы деятельности:
- розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения в сельских населённых пунктах (арендная плата за пользование муниципальным имуществом для сельских аптек);
- розничная торговля (предоставление в аренду сельского магазина, находящегося в муниципальной собственности);
- предоставление земельных участков под жилищное строительство;
- рынок ритуальных услуг и услуг погребения;
- рынок мемориальных услуг (установка надгробных памятников);
- аренда муниципального имущества (условия аренды и ставки арендной платы);
- аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (условия аренды и ставки арендной платы);
- обеспечение инвалидов средствами реабилитации;
- услуги по содержанию ярмарки и предоставлению торговых мест.
Следует отметить изменение соотношений выявленных нарушений антимонопольного законодательства среди органов власти и управления. Основную долю нарушений допускают органы местного самоуправления, в том числе — сельсоветы.
Нарушения со стороны администрации Тамбовской области в прошедшем году не выявлены.
(Приведены и рассмотрены примеры дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных в отношении органов власти и органов местного самоуправления)

-------- обсуждение вопроса сопредседателями ОКС при Тамбовском УФАС России и членами ОКС при Тамбовском УФАС России ---------

Гречишникова. У членов ОКС будут дополнения к повестке Седьмого заседания ОКС при Тамбовском УФАС России?
Члены ОКС: Нет.

Сопредседатель ОКС —
руководитель управления                                                   Гречишникова Елена Анатольевна

Ответственный секретарь ОКС —
начальник отдела контроля
размещения государственного
заказа и антимонопольного контроля
органов власти                                                                            Колодина Наталия Николаевна  

Дата проведения Совета: 
24 февраля 2010, 11:07