Протокол №6

ПРОТОКОЛ № 6

заседания Общественно-консультативного совета при Тамбовском УФАС России

02.10.2009                                                                                                                        г. Тамбов

начало: 15 часов 00 минут;
окончание: 16 часов 15 минут

Присутствовали:
    
Первый сопредседатель ОКС: Гречишникова Елена Анатольевна;
Второй сопредседатель ОКС: и.о. вице-президента Тамбовской областной Торгово-промышленной палаты Колосов Сергей Юрьевич — представитель Калинова Николая Федоровича;
Ответственный сотрудник ОКС: Сухарева Ольга Игоревна;

члены ОКС:
Шитяков Вадим Константинович — председатель Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»;
Чистякова Людмила Петровна — главный юрист Тамбовского государственного технического университета;
Яковлева Лидия Ильинична — главный специалист Тамбовской региональной общественной организации «Союз потребителей «Защита» (по доверенности от директора ТРОО «Союз потребитель «Защита» Клюева Н.Н.).

Приглашенные:
Попова Людмила Дмитриевна — заместитель начальника отдела контроля деятельности естественных монополий и рекламного контроля Тамбовского УФАС России.

Отсутствовали:
Козлов Виктор Иванович — исполнительный директор Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей;
Палагина Раиса Витальевна — представитель Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей;
Панкратов Андрей Валерьевич — представитель Общественной организации защиты прав потребителей г. Тамбова «Голос потребителя»;
Андросов Владимир Иванович — представитель Ассоциации рыбопромышленников Тамбовской области;
Каратунов Николай Дмитриевич — руководитель регионального общественного объединения по защите прав потребителей;
Пучнин Владимир Михайлович — директор Института Права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Заседание ОКС не правомочно принимать решения, т. к. присутствует 1/2 общего числа членов ОКС (согласно части 3 статьи 11 регламента ОКС при ТО ФАС России, для принятия решения необходимо присутствие более 2/3 от общего числа членов ОКС).

Слушали:

Гречишникова. (Приветственное слово, обсуждение повестки заседания ОКС):

Повестка Шестого заседании ОКС:
1) Итоги работы Тамбовского УФАС России в первом полугодии 2009 года;
2) Изменения в антимонопольное законодательство Российской Федерации;
3) другое.

Гречишникова. За последний год интенсивность работы Тамбовского УФАС России, как и всех антимонопольных органов России, возросла в 2 раза. В Российской Федерации быстрыми темпами развивается антимонопольная законодательная база. Внесены изменения в основные законы, с которыми работает антимонопольная служба. Это Закон о защите конкуренции, Закон о размещении заказов, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Сейчас работа Тамбовского УФАС России, впрочем как и всех территориальных управлений по всей стране, и ФАС России, специфична переходным положением указанных законов. Зачастую дела возбуждаются по старым нормам, а рассматриваются уже с учетом изменений.
Мы заботимся об эффективности нашей работы. В рейтинге по России Тамбовское УФАС России по итогам первого полугодия 2009 года занимает 19 место среди территориальных управлений ФАС России, и второе место по Центральному Федеральному округу, уступив только Брянскому УФАС России.

Всего за первое полугодие 2009 года Тамбовское УФАС России (в скобках указаны данные за аналогичный период 2008 года для сравнения):
1) рассмотрело 79 (30) заявлений о нарушении антимонопольного законодательства.
Причиной увеличения количества поступивших и рассмотренных заявлений является большая правовая осведомлённость хозяйствующих субъектов и граждан, а также активизация работы Тамбовского УФАС России по адвокатированию конкуренции и популяризации деятельности антимонопольного органа;
2) возбудило и рассмотрело 51 (25) дело о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе собственной инициативе — 35 (17) дел;
3) по результатам рассмотрения 51 (25) дела:
по 18 (16) делам нарушения устранены до рассмотрения дела по существу без выдачи предписания, по 6 (3) делам факты нарушения не подтвердились;
по 33 (9) делам признаки нарушения антимонопольного законодательства подтвердились;
по 24 (8) делам выданы предписания о прекращении нарушения, из них- исполнено 15 (5) предписаний.
4) проведено 26 (16) выездных проверок соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и органами власти и управления.
6) рассмотрено 98 (45) нормативных правовых актов или ненормативных актов органов власти и управления, не соответствующих антимонопольному законодательству, из которых в 38 (17) актах выявлены нарушения и проведена работа по их устранению;

7) рассмотрено 16 (4) ходатайств органов власти и управления о предоставлении государственной или муниципальной помощи, 15 (3) из которых удовлетворены;
Самыми актуальными и важными товарными рынками, на которых следует  вести постоянную и тщательную работу по мониторингу, выявлению и жёсткому пресечению нарушений антимонопольного законодательства, остаются рынки нефтепродуктов, лекарственных средств и социально значимых товаров, прежде всего — основных продуктов питания. Это указание дано Федеральной антимонопольной службой. Работа по данному направлению и по наращиванию усилий за обеспечением условий конкуренции на всех товарных и финансовых рынках является одной из основной в настоящее время и на ближайшую перспективу.

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе
В первом полугодии 2009 года наиболее частым случаем нарушений в сфере законодательства о рекламе стала ненадлежащая реклама алкогольной продукции, пива, табачных изделий, финансовых услуг и реклама пищевых продуктов под видом лекарственных средств.
В отчетном периоде возбуждено 29 (13) дел о нарушении Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», из них 4 (0) дела возбуждены по заявлениям, 25 (13) дел - по инициативе Тамбовского УФАС России.
Как видим, потребители редко обращаются с заявлениями о нарушениях в сфере рекламного законодательства, что снижает эффективность деятельности Управления по указанному направлению.
В отчётном периоде:
1) принято 25 (12) решений о признании нарушений рекламного законодательства, производство по 4 (1) делам прекращено в связи с неподтверждением факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) выдано 9 (3) предписаний о прекращении нарушений Закона «О рекламе», 6 (3) исполнены, по 3 делам предписания находятся в стадии исполнения.
3) по 16 делам предписания не выдавались в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дела по существу;
4) поступило 7 (0) заявлений с признаками нарушения Закона «О рекламе», по 4 (0) заявлениям были возбуждены дела по признакам нарушения Закона «О рекламе», а 3 (0) заявителям отказано в возбуждении дела ввиду отсутствия нарушения;
5) проведено 9 проверок, в результате которых выявлено 18 фактов нарушений.

Контроль за соблюдением размещением заказов для государственных и муниципальных нужд
В первом полугодии 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило 39 (33) жалоб от участников размещения заказа на действия государственных и муниципальных заказчиков и комиссий по размещению заказов.
2 (6) жалобы возвращено участникам размещения заказа по причине подачи жалобы по истечении установленного законодательством о размещении заказов срока, 2 (2) жалобы были отозваны заявителями, 15 (16) жалобы были признаны необоснованными.
20 жалоб (9) признаны обоснованными, по результатам их рассмотрения  выдано 19 (8) предписаний.
Основные виды нарушений, выявленные при рассмотрении жалоб:
установление требований к участникам размещения заказа либо к предоставлению в составе заявки документов и сведений, противоречащих закону;
установление неправомерных критериев оценки;
отсутствие значимости критериев оценки или порядка оценки в конкурсной документации.
Проведено 47 (32) проверок территориальных органов федеральных органов власти и управления и других получателей средств федерального бюджета, в результате которых выявлено 18 (33) фактов нарушений законодательства о размещении заказов.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
Применение мер административной ответственности в соответствии с КоАП РФ
Всего Тамбовское УФАС России в первом полугодии 2009 года возбудило 111 (120) дел об административном правонарушении в различных сферах законодательства, из них:
50 (38) дела прекращены либо из-за неподтверждения нарушения либо по малозначительности (объявлены замечания виновным лицам),
по 61 (82) делам выданы постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму штрафа в размере 48 151 000 рублей (2 063 861 рубль), из них — 23 (14) постановлений отменены судом по малозначительности;
подлежат взысканию штрафы в суммарном размере 47 391 000 рублей (1 871 361 рубль);
всего уплачено штрафов на сумму 893 000 рублей (907 333 рублей).

Касательно особенно значимых дел, которые рассматривает или уже рассмотрело Тамбовское УФАС России.

Попова.
Тамбовский филиал ОАО «Центр-Телеком»
В июне 2009 года Тамбовским УФАС России проведена проверка деятельности Тамбовского филиала ОАО «Центр-Телеком» на соответствие требованиям Закона о защите конкуренции. В результате проверки установлены признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции в следующем:
- Тамбовский филиал ОАО «Центр-Телеком» приказом от 06.05.2008 № 160 ввел в действие тарифный план ExpressLine 3 (услуга доступа к сети Интернет по технологии ADSL). Абонентская плата по указанному тарифному плану составляет 1200 руб/мес. Приказом от 29.01.2009 № 15 подключение по настоящему тарифу прекращено с 01.02.2009.
Тамбовский филиал ОАО «Центр-Телеком» приказом от 29.01.2009 № 15 ввел в действие тарифный план ExpressLine 2 (услуга доступа к сети Интернет по технологии ADSL). Абонентская плата по указанному тарифному плану составляет 600 руб/мес
В результате анализа договоров на предоставление услуг «Доступ к сети Интернет по технологии ADSL» установлено, что потребители услуг доступа к сети Интернет по технологии ADSL, заключившие соответствующие договоры до 01.02.2009, оплачивают указанную услугу по цене 1200 руб/мес, в то время как потребители, подключившиеся после 01.02.2009, оплачивают указанную услугу по цене 600 руб/мес.
Установлено также, что технические характеристики указанных тарифов идентичны.
Таком образом, по мнению Тамбовского УФАС России, цена доступа к сети Интернет по технологии ADSL для абонентов, заключивших соответствующие договоры до 01.02.2009, является монопольно высокой.
- До 01.04.2008 справочно-информационные услуги на территории Тамбовской области оказывались Тамбовским филиалом ОАО «Центр-Телеком» по тарифу 2.5 рубля за каждую полную и неполную минуту соединения для всех категорий потребителей. В настоящее время техническая возможность оказания услуг Тамбовским филиалом ОАО «Центр-Телеком» существует.
С 01.04.2008 справочно-информационные услуги оказывает ООО «Единая справочная система» (г. Москва) согласно агентскому договору от 07.02.2008 № 8594/08-ДО, заключенному с ОАО «Центр-Телеком». Тариф на справочно-информационные услуги в соответствии с приказом ОАО «Центр-Телеком» от 01.04.2008 № 197 составляет 42 рубля за каждую полную и неполную минуту соединения для всех категорий потребителей. Таким образом, тариф увеличился с 2.5 руб до 42 руб, или в 16.8 раз.
ООО «Единая справочная система» оказывает справочно-информационные услуги на территории Тульской, Орловской, Московской, Владимирской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Курской, Белгородской, Воронежской, Тамбовской областей.
В настоящее время материалы указанной проверки направлены в ФАС России по подведомственности для рассмотрения по существу.

Гречишникова.
ОАО «НК «Роснефть» и ЗАО «Тамбовнефтепродукт»
17 ноября 2008 года Тамбовское УФАС России признало ОАО «НК «Роснефть» и ЗАО «Тамбовнефтепродукт» нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» и обязало их изменить договор коммерческой концессии.
Нарушение выразилось во включении в договор коммерческой концессии, заключенный 14.01.2008 между ОАО «НК «Роснефть» и ЗАО «Тамбовнефтепродукт», неправомерного ограничительного условия, направленного на раздел оптового рынка нефтепродуктов. Пунктом 2.8 договора было предусмотрено, что перечень поставщиков, у которых ЗАО «Тамбовнефтепродукт» осуществляет закупки нефтепродуктов для реализации на АЗС, подлежит согласованию с ОАО «НК «Роснефть».
ЗАО «Тамбовнефтепродукт» занимает доминирующее положение на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов Тамбовской области, поэтому Тамбовское УФАС России считает это условие направленным на ограничение конкуренции.
26 ноября 2008 года Тамбовское УФАС России выдало предписание ОАО «НК «Роснефть» и ЗАО «Тамбовнефтепродукт» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: исключить пункт 2.8 из договора коммерческой концессии № 0002208/0042Д от 14.01.2008. Срок исполнения предписания - до 17 декабря 2008 года.
ОАО «НК «Роснефть» и ЗАО «Тамбовнефтепродукт» обжаловали решение и предписание в суде, который признал ненормативные правовые акты законными и обоснованными. Следует отметить, что стороны исполнили предписание Тамбовского УФАС России и 26 декабря 2008 года расторгли договор коммерческой концессии.
4 марта Арбитражный суд Тамбовской области отказал в заявленных требованиях ОАО «НК «Роснефть» и ЗАО «Тамбовнефтепродукт» и признал законность решения и предписания Тамбовского УФАС России.
В связи с установлением нарушения Тамбовское УФАС России возбудило дела об административных правонарушениях и вынесло постановления о назначении административных наказаний в виде наложения штрафов в размере: 45 047 000 рублей на ОАО НК «Роснефть»; 100 рублей на ЗАО «Тамбовнефтепродукт».
24 августа 2009 года Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) рассмотрел кассационную жалобу ОАО «НК «Роснефть» и ЗАО «Тамбовнефтепродукт» на решение Арбитражного суда Тамбовской области и отказал в удовлетворении заявленных требований, оставив решение Суда в без изменения.
Недавно Федеральной антимонопольной службой и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» разработана совместная методика по электроэнергетике.

Гречишникова. У членов ОКС будут вопросы по изложенному материалу?
Члены ОКС: Нет.
Гречишникова. Переходим ко второму вопросу повестки дня — изменения в антимонопольное законодательство Российской Федерации.
В июле Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым подписаны очень важные для экономического развития нашей страны поправки в законы – так называемый второй антимонопольный пакет.
Они вносят очередные изменения в федеральный закон о защите конкуренции, изменения в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в уголовный кодекс.
За последние 5 лет антимонопольное законодательство в России менялось часто и кардинально. Это позволило России войти в семёрку стран с самым быстрым реформированием антимонопольного законодательства в мире. Об этом заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на встрече с Президентом России в конце июля. Россия в этом году стала одним из 12 постоянных членов Международной конкурентной сети, которая объединяет более 140 антимонопольных ведомств.
Все изменения антимонопольного законодательства всегда направлены на защиту свободного предпринимательства от действий, которые нарушают конкуренцию, как со стороны органов власти, так и со стороны монополистов.
Последние изменения антимонопольного законодательства, по своей сути представляют собой комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие конкуренции на рынках Российской Федерации. На этот раз государство одновременно установило более жёсткие рамки и ограничения на действия как государственных и муниципальных  властей, так и хозяйствующих субъектов, усилила административную ответственность за нарушение установленных правил, а для злостных нарушителей антимонопольного законодательства усилила уголовную ответственность.

Термин «государственная и муниципальная помощь» заменён на «государственные и муниципальные преференции». Преференции предоставляются исключительно в тех целях, которые указаны в законе о защите конкуренции. Цели могут быть определены иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.
По-прежнему преференции предоставляются с предварительного согласия антимонопольного органа в письменной форме. Без предварительного согласия антимонопольного органа они могут предоставляться на основании:
- закона о бюджете, акта органа местного самоуправления о бюджете,
- в случае финансирования непредвиденных расходов из резервных фондов,
- в случаях, когда размер преференции не превышает установленного Центральным Банком России предельного размера расчётов наличными деньгами; в настоящее время эта сумма составляет 100 тысяч рублей.
Поправками в закон установлен запрет на использование предоставленных преференций в иных целях, не соответствующих заявленным.
Новая редакция закона прямо запретила такие действия властей как предоставление государственных и муниципальных преференций в нарушение порядка, установленного законом, а также запретила предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке. Такие действия властей всех уровней квалифицируются антимонопольными органами как ограничение конкуренции.

Существенные изменения произошли в сфере распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Расширен перечень субъектов, кому передача государственного и муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление разрешена без проведения конкурсов или аукционов. В него попали образовательные учреждения, медицинские учреждения, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, многие некоммерческие организации, объекты почтовой связи и другие. Разрешено продление таких договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2015 года.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появилась принципиально новая редакция статьи 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления». Административный штраф за нарушения, предусмотренные этой статьёй, на должностных лиц будет составлять от 15 тысяч до 30 тысяч рублей, а за повторные нарушения – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет.
Теперь дисквалификации могут подвергаться не только руководители хозяйствующих субъектов, но и государственные и муниципальные чиновники.
Вторым антимонопольным пакетом принята принципиально новая редакция 178 статьи Уголовного кодекса. За недопущение, ограничение, устранение конкуренции предусматривается уголовная ответственность. С отягчающими обстоятельствами, а использование служебного положения является отягчающим обстоятельством, предусмотрена ответственность в виде  лишения свободы на срок до 6 лет с одновременным штрафом до 1 млн. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 5 лет, с лишением права занимать определённые должности до 3 лет.
Гречишникова. У членов ОКС будут вопросы по изложенному материалу?
Члены ОКС: Нет.

Гречишникова. У членов ОКС будут предложения для обсуждения на заседании ОКС при Тамбовском УФАС России?
Чистякова. Решением Тамбовской городской Думы от 29 апреля 2009 г. № 976 «Об утверждении формы проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности» установлена форма проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, в виде аукциона. Проект контракта предусматривает возможность одностороннего расторжения договора со стороны администрации города Тамбова. Это противоречит требованиям гражданского и антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Гречишникова. Обязательно посмотрим данное решение городской Думы и проект контракта. Кроме того, хочу отметить, что в Закон о рекламе внесены изменения, касающиеся процедуры установки и эксплуатации рекламных конструкций.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Не так давно, при проведении проверки деятельности органа местного самоуправления было обнаружено, что площадь под рекламную конструкцию предоставлена без обязательной процедуры торгов. Следовательно, в проверяемой администрации района Тамбовской области не проводят мониторинга изменений законодательства Российской Федерации, в том числе Закона о рекламе. Наша задача, внимательно следить за исполнением законодательства о рекламе органами местного самоуправления Тамбовской области.

Еще будут предложения для обсуждения?
Члены ОКС. Нет.
Гречишникова. На этом считаю Шестое заседание ОКС при Тамбовском УФАС России состоявшимся. До новых встреч!

Сопредседатель ОКС —
руководитель управления                                                   Гречишникова Елена Анатольевна

Дата проведения Совета: 
3 октября 2011, 11:04