Доклад по специализации: «Актуальные вопросы применения института государственных и муниципальных преференции в практике Тамбовского УФАС России»

Заседание ОКС при Тамбовском УФАС России

(заседание № 4, 4 декабря 2015 года)

 

Вопрос № 3 повестки заседания:

«Актуальные вопросы применения института государственных и муниципальных преференции в практике Тамбовского УФАС России»

 

(выступление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, ответственного секретаря ОКС Н.Н. Колодиной).

 

Тамбовское УФАС России вновь возвращается к теме общероссийской специализации Управления, которая, напомним, является таковой: «Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства РФ при рассмотрении дел по признакам нарушения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в т.ч. по факту нарушения п.7 ч.1 ст.15 № 135-ФЗ)».

Управление считает важным вновь вернуться к теме предоставления государственной или муниципальной преференции в связи с возросшим числом обращений органов местного самоуправления, прежде всего – сельских поселений, о предоставлении муниципальной преференции отдельным хозяйствующим субъектам в целях социального обеспечения населения, защиты окружающей среды и охраны здоровья граждан путем передачи в аренду без проведения торгов сроком на несколько месяцев объектов и сооружений водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования, для осуществления услуг, соответственно,  водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на своей муниципальной территории.

Подобные обращения о согласовании предоставления преференции являются массовыми, при этом результаты рассмотрения не всегда могут и являются положительными.

Самый главный подход и требование антимонопольного законодательства – проверка обстоятельств и представленных документов на предмет соблюдения обеспечения конкуренции и предупреждения негативных последствий на товарные рынки и нарушения условий конкуренции на них, а значит, равнодоступности всех претендентов на получение права пользования муниципальной собственностью при осуществлении предпринимательской деятельности.

Указанные правоотношения затрагивают товарные рынки услуг водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, так как получатели таких преференций будут использовать предоставленное муниципальное имущество для оказания поименованных выше коммунальных услуг.

Применяемые сферы законодательства по обозначенным услугам – это, в первую очередь,  Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

С 8 мая 2013 года, а именно с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», передача прав владения или пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Указанные федеральные законы определяют особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения находящимися в государственной или муниципальной собственности, расторжения договоров аренды указанных объектов и ответственность сторон.

Главный смысл и назначение новых особенностей – соблюдение принципа конкуренции и предоставление вышеуказанных объектов в долгосрочное пользование с целью максимально эффективного и рационального использования муниципального ресурса, а также обеспечение устойчивого функционирования рассматриваемых объектов и систем и их дальнейшего развития и совершенствования.

Так, статья 28.1 Закона о теплоснабжении устанавливает обязательное правило, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичное правовое регулирование установлено статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведения.

Итак, Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 8 мая 2013 года обязывает органы местного самоуправления проводить обязательные торги на право пользования объектами  коммунальной инженерной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности.

Пользование это должно быть долгосрочным, а значит, такие договоры аренды или концессионные  соглашения подлежат обязательной государственной регистрации.

Однако, камнем преткновения до настоящего времени остается недостаточное оформление прав муниципальной собственность объектов и систем, а также земельных участков,  на которых они расположены.

         Органам при подаче обращений о согласовании преференции необходимо указать объективную невозможность проведения торгов в установленном порядке, а антимонопольному органу следует проверить документы и принять решение об удовлетворении обращении либо отказе в этом.

В связи с указанным, а также для полного и всестороннего рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции и правомерного принятия решения Тамбовское УФАС России, как правило, запрашивает дополнительные сведения (информацию) и письменные пояснения, в том числе:

1) копии прежних договоров аренды или иного пользования на объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с указанием основания заключения данного договора (по торгам и без торгов) с приложением подтверждающих документов;

2) точный перечень передаваемого имущества, на которое испрашивается вышеуказанная муниципальная преференция;

3) с какого времени планируется предоставление муниципальной преференции и почему;

4) письменные пояснения, какие именно мероприятия необходимо провести для проведения конкурса на передачу права владения или пользования объектами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, планируемыми для передачи,  в соответствии с требованиями действующего законодательства и их подробным описанием, указанием сроков требуемых работ и что в настоящий момент уже сделано в отношении планируемых для передачи объектов (с приложением подтверждающих документов). 

При принятии положительного решения о даче согласия на предоставление муниципальной преференции Тамбовское УФАС России вводит ограничения для уменьшения негативного влияния на конкуренцию в отношении предоставления данной муниципальной преференции, а именно устанавливаем:

- срок предоставления муниципальной преференции на несколько месяцев, причём предельный с указанием даты;

 - требование об использовании муниципальной преференции исключительно в отношении указанного в заявлении лица;

- запрет на передачу прав на использование предоставленного имущества иным хозяйствующим субъектам, в том числе на субаренду;

- в течение срока предоставленной муниципальной преференции необходимо осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования предоставляемым имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с действующим законодательством и провести торги.

Также, в соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о защите конкуренции устанавливаем требование к органам об обязательном предоставлении документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений в месячный срок с даты предоставления преференции.

Вот такие схемы применяет Тамбовское УФАС России при осуществлении государственной функции о предоставлении государственных и муниципальных преференций.

Важно также добавить, что в соответствии со стандартом развития конкуренции в Тамбовской области первоочередной задачей является обеспечение в ближайшей перспективе доли в 50 % переданных по концессионному соглашению объектов инженерной коммунальной инфраструктуры от общего числа находящихся в муниципальной собственности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата проведения Совета: 
4 декабря 2015, 10:02