В Тамбовском УФАС России состоялась пресс-конференция по итогам работы в 2017 году

21 февраля, руководитель Тамбовского УФАС России Гречишникова Елена Анатольевна рассказала тележурналистам (ГТРК «Тамбов), представителям печатных СМИ (журнал Деловой Тамбов, газета Недвижимость Тамбовщины), электронных СМИ (Новостной портал Твой Тамбов) об основных целях и показателях Национального плана развития конкуренции; о результатах работы ведомства в 2017 году.

Основные показатели Национального плана развития конкуренции, которые планируется достичь к 2020 году: снизить количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее, чем в 2 раза; увеличить долю госзакупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом; обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер естественных монополий, присутствия не менее 3 хозсубъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу. «Повышение удовлетворенности потребителей, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности, стабильный рост и развитие экономики – вот основные цели, на которые направлен Национальный план развития конкуренции», — подытожила Елена Анатольевна.

Говоря об итогах работы ведомства в 2017 году Елена Анатольевна отметила, что нововведения 4-го антимонопольного пакета, вступившего в действие с 5 января 2016 года, оказали серьезное влияние на динамику правоприменительной практики практически по всем сферам антимонопольного регулирования.

В рамках нововведений значительно был расширен перечень оснований для выдачи предупреждения. Также был расширен перечень лиц, в отношении которых могут выдаваться предупреждения, что незамедлительно сказалось на динамике количества возбуждаемых дел.

 

3 июля 2016 года принят 264-ФЗ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный ФАС России. Новый закон предусматривает введение иммунитетов для отдельной категории хозяйствующих субъектов, выводит из под контроля антимонопольного органа хозяйствующие субъекты, выручка от реализации товаров которых за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей в части злоупотребления ими доминирующим положением.

 

Таким образом, под контролем антимонопольного органа в настоящее время только крупные хозяйствующие субъекты, оказывающие существенное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках.

 

Тамбовское УФАС России стало органом предупредительного надзора. Если раньше в случае обнаружения признаков правонарушения возбуждалось дело, то теперь вначале направляет в адрес нарушителя короткое предупреждение, практически по всем составам, кроме монопольно высокой цены и незаконного использования  чужого товарного знака, картельного сговора. В результате основная доля предупреждений исполняется без лишних административных процедур и штрафов.

 

По статье 15 Закона о защите конкуренции (контроль органов власти) выявлено 36 нарушений (в 2016 году - 26), выдано 36 предупреждений, из них исполнено 34, в стадии исполнения - 1, не выполнено – 1, возбуждено и рассмотрено 1 дело, по которому признан факт нарушения и выдано 1 предписание; по недобросовестной конкуренции выдано 6 предупреждений, 2 из них исполнено, по 4 фактам неисполнения возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, вынесено 3 решения о признании нарушения, рассмотрение 1 дела прекращено, выдано 3 предписания.

 

 Большинство предупреждений исполняется в срок, по большинству составов нарушений антимонопольного законодательства как у предпринимателя, так и у органа власти всегда есть возможность исправить недоработки, избежав риски.

 

 «Подобная практика приводит к улучшению эффективности работы ведомства и к улучшению климата в предпринимательской среде, что полностью согласуется с направлениями реформы контрольно-надзорной деятельности, проводимой в стране. ФАС России стала одним из 12 федеральных ведомств, в которых реализуется данное направление» - подчеркнула Елена Анатольевна.

 

В 2017 году по статье 11 Закона о защите конкуренции (антиконкурентный сговор) возбуждено 3 дела, вынесено 2 решения о признании нарушений.

 

Одно из решений было вынесено в отношении ООО «Звезда-2» и ООО «Строй-Лайн». По итогам рассмотрения дела было установлено заключение указанными лицами антиконкурентного соглашения при участии в 14 открытых аукционах в электронной форме.

 

Общества при участии в аукционах осуществляли поочередную подачу ценовых предложений с одного ip-адреса, создавая видимость конкурентной борьбы. В результате соглашения хозяйствующих субъектов процент снижения цены контрактов в аукционах незначительный, либо вообще отсутствует: от 0% до 0,5 %, в то время как в конкурентных торгах процент снижения цены контрактов составлял от 3,5% до 21%.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу об извлечении Обществами незаконно полученного дохода в результате достижения антиконкурентного соглашения за период времени с июня 2014 года по декабрь 2014 год: ООО «Звезда-2» - 475 783 493,8 руб., ООО «Строй-Лайн» - 110 617 532,05 руб.

 

В настоящее время решение Тамбовского УФАС России по указанному делу обжалуется в суде.

 

В Тамбовское УФАС России поступило 446 жалобы на действия государственных и муниципальных заказчиков при проведении закупок, что на 142 жалобы больше, чем в 2016 году, из них  49 жалоб возвращено по причине из несоответствия нормам закона, 48 жалоб отозвано заявителями. Из 349 рассмотренных жалоб признано обоснованными 153, что составило 44% от общего количества рассмотренных жалоб.

 

Значительное количество обжалования действий муниципальных и государственных заказчиков жалоб в 2017 году можно объяснить увеличением финансирования по различным федеральным и областным программам и доли закупок, прежде всего, строительных (ремонтных) работ различных объектов. Основные нарушения требований Закона о контрактной системе, допущены, прежде всего, в документациях о закупках (установление неоднозначных и неопределенных требований к закупаемым (используемым при выполнении работ) товарам; отсутствие надлежаще проработанных инструкций по заполнению заявок на участие в аукционах; установление излишних требований к участникам закупок или, напротив, отсутствие таковых в требуемых случаях и т.д.).

 

Тамбовским УФАС России возбуждено 48 дел о нарушении Закона о рекламе. Елена Анатольевна отметила, что в отчетном периоде под контроль ведомства попадали крупные хозяйствующие субъекты, такие как банк КБ «Ренессанс Кредит», сеть магазинов «FIXprice», магазин «Пятёрочка», сеть магазинов «Красное & Белое». Нарушения были связаны с размещением недостоверной рекламы, а в сети магазинов «Красное & Белое» распространялись рекламные журналы, на первой странице которых размещена реклама алкогольной продукции без предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления.

 

 

 

Подробнее: Кузнецова Кристина Сергеевна (8-4752-71-34-29).