223-ФЗ – от формального закона к нормальному

13 октября 2015 года статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский рассказал участникам пленарного заседания VII Международного форума «АТОМЭКС-2015» о планах по реформированию «Закона о закупках» (223-ФЗ).


Он отметил, что «предпринимательское сообщество активно выступает за возможность реального обжалования неконкурентных закупок госкомпаний. Поэтому 223-ФЗ становится жестче».


Замглавы ФАС добавил, что в числе изменений закона планы по формированию закрытого перечня способов закупок и расширение случаев проведения закупок в электронной форме. По его мнению, это снизит возможность «подтасовок». Также уменьшится количество электронных торговых площадок, что обеспечит большую прозрачность и возможность для мониторинга закупок.


При этом он подчеркнул, что в «Росатоме» многие из этих изменений уже введены и успешно применяются1.


«Расширение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках является одним из наиболее эффективных инструментов для развития этих сегментов бизнеса. Так, госкомпании обязаны отдавать 9% (а с 2016 года – 18%) заказа малому и среднему бизнесу»2, - отметил Андрей Цариковский.


В завершение своего выступления замруководителя антимонопольного ведомства рассказал, что в целом отечественная система закупок появилась в 2005 году с принятием 94-ФЗ, и в течение 10 лет основными векторами ее развития стали обеспечение открытости и прозрачности закупок и возможность обжалования по «короткой» процедуре. «Такие же направления развития сейчас проявляются и в становлении 223-ФЗ», - резюмировал он.


 


1В 2014 году совместная Рабочая группа ФАС России и представителей госкорпорации «Росатом» проанализировала Единый отраслевой стандарт Росатома и приняла его в качестве лучшей практики.


2Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 определены объемы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства для заказчиков, выручка которых составляет более 10 млрд руб.