• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Анатолий Голомолзин: Компании электроэнергетики остаются основными нарушителями антимонопольного законодательства

«Компании электроэнергетики остаются основными нарушителями антимонопольного законодательства. При этом меньше всего нарушений отмечается на конкурентном оптовом рынке электроэнергии и мощности, а основное число нарушений выявлено со стороны электросетевых организаций», - об этом 26 марта 2014 года заявил заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин, выступая на VIII ежегодной конференции «Российская энергетика», организованной Деловой газетой «Ведомости».

В своем докладе «Актуальные вопросы антимонопольного регулирования в энергетике» Анатолий Голомолзин представил позицию антимонопольных органов на ситуацию в электроэнергетике.

Заместитель руководителя службы обозначил основные значимые инициативы службы в нормотворческой деятельности в электроэнергетической отрасли и представил результаты по ним. В частности, он отметил, что в 2013 году в руководство региональных органов в области тарифного регулирования (РЭК) вошли представители территориальных управлений ФАС России. Уже за первый год работы представителями были выявлены значительные резервы для улучшения ситуации в сфере тарифного регулирования.

Некоторое время назад были приняты нормы Третьего антимонопольного пакета, среди которых введено понятие «манипулирование ценами», приняты правила антимонопольного регулирования и контроля, а также введен институт предупреждений антимонопольного законодательства.

Статистика нарушений показывает, что в общем количестве нарушений на рынки электро- и теплоэнергии приходится 1/3 всех нарушений антимонопольного законодательства в стране, среди которых наибольшее количество нарушений приходится на субъекты естественных монополий – организации электросетевого комплекса, в особенности на нарушения, связанные с услугами по передаче электрической энергии и технологического присоединения к электрическим сетям. При этом доля нарушений субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности составляет около 1%.

Анатолий Голомолзин отметил, что создана надлежащая институциональная основа для упрощения технического присоединения потребителей к электрическим сетям: действуют и продолжают совершенствоваться правила недискриминационного доступа, контроль над исполнением которых осуществляется ФАС России.

ФАС России принимает активное участие в рамках Дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» в уточнении и изменении правил недискриминационного доступа с целью упорядочения ситуации, в том числе упрощения процедур технологического присоединения, а также ведет деятельность по пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны сетевых организаций.

В 2013 году Россия улучшила позицию в Мировом рейтинге Doing business по показателю «Подключение к энергосетям», поднялась на 70 позиций вверх и заняла 117 место рейтинга. Напомним, что к 2018 году Правительством РФ поставлена задача войти в состав 20 лучших стран.


 

По вопросам, связанным с развитием конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности, Анатолий Голомолзин в частности отметил, что ФАС России инициирует действия по созданию единого конкурентного рынка электрической энергии и мощности. В частности он указал на действия ФАС России по сокращению ЗСП. С 2011 года к настоящему моменту было сокращено количество зон с 29 до 21. В итоге увеличивается объем мощности, который торгуется в режиме конкурентных торгов, сектор рынка с наиболее низкими ценами: с 2011 года и 1/3 объем продажи мощности увеличился до 2/3 от всего объема мощности, которые торгуются в режиме конкурентных торгов.

Среди основных тенденций, которые складываются в электроэнергетической отрасли, наблюдается динамичный рост рынка распределенной генерации в России, по оценкам экспертов он составляет около 4 % процентов в год. Это связано, в первую очередь, с целым рядом проблем в отрасли, в частности с проблемами технологического присоединения, высокими тарифами на передачу.

Наиболее чувствительна сетевая компонента для малого и среднего бизнеса, около 60% в конечной цене составляют расходы на услуги по передаче электроэнергии.

При анализе динамики уровня цен, складывающихся в конкурентных и естественно-монопольных видах деятельности, Анатолий Голомолзин отметил различие линий поведения. Так, динамика цен на электрическую энергию на рынке на сутки вперед коррелирует с общей динамикой цен в экономике, в отличие от опережающих темпов роста тарифов на передачу.

Тенденция ускоренного роста тарифов на передачу, по его мнению, связана в первую очередь с методикой тарифообразования: наибольшее влияние на динамику роста оказывает котловой метод тарифообразования, а также индивидуальные тарифные решения для сетевых организаций, не связанные с общими условиями передачи электроэнергии.

Методика тарифообразования RAB, на которую перешли сетевые организации, оказалась неэффективной в том виде, как она реализована в настоящее время. Отсутствует контроль над обоснованностью инвестиционных программ сетей на предмет востребованности возводимой инфраструктуры.

«Необходимо изменение менталитета регуляторов, - подчеркнул А. Голомолзин. - Анализ рынка должен стать ключевым при принятии решений».

Служба активно изучает международный опыт развития электроэнергетической отрасли, в частности опыт Нидерландов. Антимонопольный орган в Нидерландах совмещает функции по защите конкуренции и регулированию тарифов естественных монополий и защите прав потребителей. Из набора возможных методов тарифного регулирования регулятор с 2001 года применяет про-рыночный метод Yardstick — регулирование по показателям сопоставимого рынка. Метод основан на анализе рынка. В результате регулирования на рынке остались только компании, способные работать эффективно, что в свою очередь способствовало оптимизации количества сетевых организаций.


 

По мнению зам. Руководителя ФАС России необходимо менять подходы, связанные с ценообразованием на рынках электрической энергии и мощности. Цены должны формироваться исходя из всей цепочки участников рынка и учитывать расходы и условия продажи до конечного потребителя. Предлагается трансформировать механизм гарантирования инвестиций и проводить конкурентный отбор мощность не только среди генераторов, а в целом по отрасли, учитывая как потребности потребителей, так и возможности сетевых организаций с целью оптимизации энергоснабжения путем расшивки «узких мест». Аналогичное усовершенствование предлагается и на рынке на сутки вперед.

Кроме того, в ходе дискуссии были обсуждены вопросы, связанные с развитием рынка тепловой энергии, в частности вопросы оптимизации ценообразования на данном рынке. Механизм ценообразование на основе «альтернативной котельной», предложенный Минэнерго России, по мнению ФАС России, не позволит сформировать справедливые обоснованные тарифы. Формирование тарифа на тепловую энергию по методике, предложенной Минэнерго России, опирается на гипотетическую идеальную модель, которая не отражает реальных условий теплоснабжения в России. Подобный подход к тарифообразованию вызывает обоснованные опасения как у потребителей, так и у региональных властей.

В ситуации, когда тарифы для компаний, функционирующих в схожих условиях, различаются в разы (от полутора до трёх раз по нашим оценкам), А. Голомолзин предложил рассмотреть иную методику ценообразования, базирующуюся на показателях сопоставимого рынка, и сформировать на основе совокупного анализа уровень тарифов, который обеспечивал бы эффективное функционирование систем теплоснабжения и гарантировал условия для привлечения инвестиций в эту сферу. В дальнейшем предлагается корректировать стоимость тепловой энергии с учетом накопленной практики, а также на основе рыночных данных. Таким образом, в течение 5-10 лет будет возможно выйти на обоснованный уровень тарифа, учитывающий интересы всех участников рынка.


 

В ходе дискуссии были также затронуты вопросы, связанные с деятельностью единых теплоснабжающих организаций (ЕТО). По мнению Анатолия Голомолзина, начало их полноценной работы возможно лишь после утверждения схем теплоснабжения соответствующих территорий, предусматривающих распределение объема производства тепловой энергии по источникам. При этом должен быть нормативно закреплен запрет для ЕТО на поглощение иных участников рынка тепла. До принятия в установленном порядке схем теплоснабжения в целях сохранения конкуренции необходимо определять ЕТО в границах соответствующих теплоснабжающих организаций, функционирующих изолированно друг от друга.