Анализ состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива в Тамбовской области по итогам 2012 года

Управление  Федеральной антимонопольной службы

по Тамбовской области

Выписка из Анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке  дизельного топлива в Тамбовской области по итогам 2012 года

 

1. Общие положения

Анализ мелкооптового рынка дизельного топлива проводился в Тамбовской области.

В качестве источников  исходной информации использовались сведения, полученные от  хозяйствующих субъектов, Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, ГУ МЧС России по Тамбовской области, данные предыдущих исследований оптового рынка.

2. Временной интервал

В соответствии с приказом ФАС России 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на  товарных рынках на 2013-2014 годы», временной интервал исследования мелкооптового рынка дизельного топлива определяется как 2012 год, то есть проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

     3. Продуктовые границы  товарного рынка

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятому постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, мелкооптовая торговля дизельным топливом классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с  воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяет область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива:

- Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0º С и выше;

- З (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20º С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35º С) и минус 30º С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45º С);

- А (арктическое) -  рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50º С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителями в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

Следовательно, продуктовыми границами мелкооптового рынка является дизельное топливо.

4. Определение географических  границ товарного рынка

Географические границы мелкооптового рынка дизельного топлива определяются территорией, на которой приобретатели (покупатели) имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения  товара, ограничивающих экономические возможности  приобретения товара  приобретателями;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа, при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателями, учитываются организационно-транспортные схемы приобретения  товара приобретателями.

Существенными факторами, определяющими географические границы исследуемого рынка, являются ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи.

Одним из факторов определения географических границ рынка является незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу. При существующих различиях стоимостных и потребительских качеств товаров и уровней рентабельности операций на товарных рынках, эти величины могут отличаться друг от друга. Как правило, эти величины колеблются в пределах 5 - 10% от стоимости приобретенного товара.

По результатам проведенного расчета установлено, что приобретение небольших объемов ДТ в соседних с Тамбовской областью  областях экономически не выгодно.  

Анализ объемов реализации дизельного топлива в другие регионы показал, что из общего количества ДТ 92,4 % реализовано в Тамбовской области.

Таким образом, учитывая, что основной объем мелкооптовых продаж реализуется в Тамбовской области, географическими границами мелкооптового рынка дизельного топлива является   Тамбовская область.

  5. Определение состава участников мелкооптового рынка дизельного топлива

 Поставщиками на мелкооптовом рынке дизельного топлива являются  хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по поставке дизельного топлива в мелкооптовом сегменте товарного рынка.

Покупателями на мелкооптовом рынке дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию дизельного топлива, крупные промышленные предприятия, приобретающие дизельное топливо преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.

Мелкооптовую реализацию дизельного топлива в Тамбовской области в 2012 году осуществляли 47 хозяйствующих субъектов.

6. Расчет  объема товарного рынка и долей  хозяйствующих субъектов

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Оценка объема мелкооптового рынка дизельного топлива осуществляется на основании объемов продаж продавцов, осуществляющих оптовую реализацию дизельного топлива в натуральном  выражении (тонны).

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке и рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (пункт 6.3 Порядка проведения анализа). 

             Объем мелкооптового рынка дизельного топлива в Тамбовской области в 2012 году составил 128 499,3 тн.

             Основными хозяйствующими субъектами на мелкооптовом рынке реализации дизельного топлива являлись: ЗАО «Тамбовнефтепродукт», Тамбовский филиал ООО «Башнефть-Регион», ООО «Предприятие «Управляющая компания», Мичуринский отдел МТО Воронежской дирекции МТО.

            По данным Тамбовстата, удельный вес вышеуказанных хозяйствующих субъектов в общем объеме реализации дизельного топлива за 2012 год крупных и средних предприятий составил 92,3 %. Другие участники имеют незначительные доли на рассматриваемом товарном рынке.

7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Наиболее крупным хозяйствующим субъектом на рассматриваемом товарном рынке является ЗАО «Тамбовнефтепродукт» (группа лиц ОАО «НК «Роснефть»).

 Значение коэффициента рыночной концентрации (CR3=67,2 %) характеризует товарный рынок мелкооптовой реализации дизельного топлива в Тамбовской области в 2012 году, как рынок с умеренным уровнем концентрации (45%<=CR3<=70%).

Товарный рынок мелкооптовой реализации дизельного топлива является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.