Анализ состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов в Тамбовской области по итогам 2012 года

Управление  Федеральной антимонопольной службы

по Тамбовской области

Выписка из Анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке  автомобильных бензинов в Тамбовской области по итогам 2012 года

 

1. Общие положения

Анализ мелкооптового рынка автомобильных бензинов проводился в Тамбовской области.

В качестве источников  исходной информации использовались сведения, полученные от  хозяйствующих субъектов, Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, ГУ МЧС России по Тамбовской области, данные предыдущих исследований оптового рынка.

 

2. Временной интервал

В соответствии с приказом ФАС России 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на  товарных рынках на 2013-2014 годы», временной интервал исследования мелкооптового рынка автомобильных бензинов определяется как 2012 год, то есть проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 

3. Продуктовые границы  товарного рынка

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятому постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, мелкооптовая торговля автомобильными бензинами классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяет область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...».

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями:

- А-76 (ГОСТ 2084-77),

- АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99),

- АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99),

- АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие. 

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Несмотря на существование многочисленных документов, устанавливающих технические требования к автомобильным бензинам и широкий спектр нормируемых характеристик (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002, Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118), на практике единственным существенным показателем, классифицирующим автобензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число топлива. Автомобильные бензины по существенным различиям в значении октанового числа разделяются на две подгруппы:

1) низкооктановые - А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

2) высокооктановые - Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.(ОЧ 82,5 — 88 по моторному методу, 91 — 98 по исследовательскому методу).

С целью определения продуктовых границ товарного рынка можно предположить, что для мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов, владельцев автозаправочных станций (далее — АЗС), которые реализуют его в розничной сети, марка автомобильного бензина не играет существенной роли при его реализации, поскольку на любую марку имеется спрос в условиях случайного потока автомобилей. Однако, для крупных промышленных предприятий, приобретающих автомобильные бензины преимущественно для целей профессионального использования и располагающих мощностями по заправке и (или) хранению автомобильных бензинов для собственных нужд, вопрос о взаимозаменяемости автомобильных бензинов по маркам может стоять более остро, так как они зачастую имеют определенный, а не случайно сформировавшийся  парк автомобилей, для эксплуатации которого нужны определенные марки автомобильных бензинов.

Из ответов наиболее крупных промышленных предприятий Тамбовской области в количестве 29 хозяйствующих субъектов установлено, что наибольшим спросом пользуются следующие марки автомобильных бензинов:

- АИ-92 — 63,3 % от общего объема закупки автомобильных бензинов (114206 тн);

 - АИ-95 — 36,3 % от общего объема закупки автомобильных бензинов (65559,87 тн).

Тамбовским УФАС России проведен опрос мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов, с целью определения готовности заменить одну марку автомобильного бензина на другую, если цена одного из товаров долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 %, а цены на остальные товары останутся неизменными, в результате которого установлено, что из опрошенных 29 респондентов готовы заменить одну марку на другую 4 респондента (13,8 % опрошенных), остальные респонденты (86,2 % опрошенных) не готовы заменить одну марку автомобильного бензина на другую.

Таким образом, продуктовыми границами мелкооптового рынка автомобильных бензинов являются:

- автомобильный бензин  АИ-80, А-76;

- автомобильный бензин АИ-92, АИ-90;

- автомобильный бензин АИ-95;

- автомобильный бензин АИ-98.

 

4. Определение географических  границ товарного рынка             

 Географические границы мелкооптового рынка автомобильных бензинов определяются территорией, на которой приобретатели (покупатели) имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения  товара, ограничивающих экономические возможности  приобретения товара  приобретателями;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа, при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателями, учитываются организационно-транспортные схемы приобретения  товара приобретателями.

Существенными факторами, определяющими географические границы исследуемого рынка, являются ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи.

Одним из факторов определения географических границ рынка является незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу. При существующих различиях стоимостных и потребительских качеств товаров и уровней рентабельности операций на товарных рынках, эти величины могут отличаться друг от друга. Как правило, эти величины колеблются в пределах 5 - 10% от стоимости приобретенного товара.

По результатам проведенного расчета установлено, что приобретение небольших объемов автомобильных бензинов в соседних с Тамбовской областью  областях экономически не выгодно.  

Анализ объемов реализации автомобильных бензинов в другие регионы показал, что из общего количества автомобильных бензинов реализовано в Тамбовской области:

- АИ-76(80) – 91,2 %;

- АИ-92 – 92,2 %;

- АИ-95- 91,4 %.

Учитывая, что основной объем мелкооптовых продаж реализуется в Тамбовской области, то, следовательно, географическими границами мелкооптового рынка автомобильных бензинов АИ-76(80), АИ-92, АИ-95 является   Тамбовская область.

В то же время, анализ мелкооптовой реализации АИ-98 показал, что его реализацию осуществляют только 3 хозяйствующих субъекта, и только 22 % от общего объема реализуется в Тамбовской области, остальной объем реализуется в Липецкой и Воронежской областях.

Исходя из изложенного, географические границы рынка по АИ-98 можно рассматривать как межрегиональные. 

 

 5. Определение состава участников мелкооптового рынка автомобильных бензинов

Поставщиками на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов являются  хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по поставке автомобильных бензинов в мелкооптовом сегменте товарного рынка.

Покупателями на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию автомобильных бензинов, крупные промышленные предприятия, приобретающие автомобильные бензины преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.

Мелкооптовую реализацию автомобильных бензинов в Тамбовской области в 2012 году осуществляли 42 хозяйствующих субъекта.

 

6. Расчет  объема товарного рынка и долей  хозяйствующих субъектов

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Оценка объема мелкооптового рынка автомобильных бензинов  осуществляется на основании объемов продаж продавцов, осуществляющих оптовую реализацию автомобильных бензинов  в натуральном  выражении (тонны).

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке и рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (пункт 6.3 Порядка проведения анализа). 

             Объем мелкооптового рынка автомобильных бензинов в Тамбовской области в 2012 году составил 59 667,764 тн.

             Основными хозяйствующими субъектами на мелкооптовом рынке реализации автомобильных бензинов являлись: ЗАО «Тамбовнефтепродукт», Тамбовский филиал ООО «Башнефть-Регион», ООО «Предприятие «Управляющая компания», ООО «Агронефтересурс», ООО Тамбов Смазочные Материалы», ООО «Белта». По данным Тамбовстата, удельный вес ЗАО «Тамбовнефтепродукт», Тамбовского филиала ООО «Башнефть-Регион» и ООО «Тамбовэнергонефть»  в общем объеме реализации автомобильных бензинов  за 2012 год крупных и средних предприятий составил 92,8 %.

           По результатам проведенного анализа доли хозяйствующих субъектов на рынке автомобильных бензинов в пределах Тамбовской области по АИ-76, АИ-80, АИ-92, АИ-95 не превышают 35 %; по АИ-98 - доля  ЗАО «Тамбовнефтепродукт» составила более 50%. Многие участники имеют незначительные доли на рассматриваемом товарном рынке.

7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Наиболее крупным хозяйствующим субъектом на рассматриваемом товарном рынке является ООО «Башнефть-Регион» (Тамбовский филиал) (группа лиц ОАО «АНК «Башнефть»).

Показатели рыночной концентрации, рассчитанные на основании долей участников мелкооптового рынка автомобильных бензинов в Тамбовской области за 2012 год свидетельствуют в основном об умеренной концентрации данного рынка (45%<=CR3<=70%; 1000<=HHI<=2000). Рынок с высокой концентрацией наблюдался по АИ-98 (70%<=CR3<=100%; 2000<= HHI <=10000).

Таким образом, товарный рынок мелкооптовой реализации автомобильных бензинов является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.