Анализ состояния конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов Тамбовской области по итогам 2012 года

Управление  Федеральной антимонопольной службы

по Тамбовской области

 

Выписка из Анализа состояния конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов Тамбовской области по итогам 2012 года

 

1. Общие положения

Анализ розничных рынков автомобильных бензинов проводился в Тамбовской области.

В качестве источников  исходной информации использовались сведения об объемах розничной реализации автомобильных бензинов, полученные от  хозяйствующих субъектов, Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее – Тамбовстат), Прокуратуры Тамбовской области, органов местного самоуправления Тамбовской области.

 

2. Временной интервал

В связи с тем, что исследование носит ретроспективный характер, временной интервал исследования розничных рынков автомобильных бензинов определяется как 2012 год.

 

3. Продуктовые границы  товарного рынка

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями:

- А-76 (ГОСТ 2084-77),

- АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99),

- АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99),

- АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие. 

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Несмотря на существование многочисленных документов, устанавливающих технические требования к автомобильным бензинам и широкий спектр нормируемых характеристик (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002, Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118), на практике единственным существенным показателем, классифицирующим автобензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число топлива. Автомобильные бензины по существенным различиям в значении октанового числа разделяются на две подгруппы:

1) низкооктановые (А-76, АИ-80, Нормаль-80);

2) высокооктановые (Регуляр-91, АИ-92, АИ-95, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП)  автомобильные бензины (код ОКП 025110) являются подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) вид деятельности «розничная торговля нефтепродуктами» относится к группе «Розничная торговля моторным топливом» (код ОКВЭД 50.50). Эта группировка включает розничную торговлю моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемую стационарными и передвижными автозаправочными станциями.

Таким образом, продуктовыми границами рынка автомобильных бензинов являются:

- автомобильный бензин  АИ-80, А-76;

- автомобильный бензин АИ-92, АИ-90;

- автомобильный бензин АИ-95;

- автомобильный бензин АИ-98.

 

4. Определение географических  границ товарного рынка

           Географические границы розничного рынка автомобильных бензинов определяются территорией, на которой приобретатели (покупатели) имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения  товара, ограничивающих экономические возможности  приобретения товара  приобретателями;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа, при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателями, учитываются организационно-транспортные схемы приобретения  товара приобретателями.

В соответствии со схемами расположения автодорог, автомобильные дороги в Тамбовской области имеют радиальное расположение, то есть от районного центра до сельских поселений в пределах района. Как правило, АЗС располагаются в зонах наибольшего проживания населения и по автомагистралям. Розничные покупатели нефтепродуктов, проживающие на окраинах района, вынуждены, в большинстве случаев, осуществлять поездки за приобретением нефтепродуктов в районные центры. Приобретение нефтепродуктов обуславливается технологической возможностью осуществления поездки за приобретением нефтепродуктов  по автодорогам с твердым покрытием.

Оценивая экономическую возможность приобретения автомобильных бензинов потребителями исходим из того, что места розничной реализации нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения автомобильных бензинов потребителями (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителями нефтепродуктов на АЗС.

По территории Тамбовской области проходят дороги федерального значения: автодорога М6 «Каспий», автодороги Р208, Р209 «Тамбов-Пенза». При движении покупателя междугородним маршрутом, географические границы будут определяться дальностью пробега его транспортного средства без дозаправки и на этом расстоянии будут совпадать с маршрутом движения.

В случае, если покупатель осуществляет перевозки в пределах одного муниципального образования (города, района), географические границы будут определяться транспортными затратами на движение до выбранной АЗС и возвращением обратно, затратами потраченного времени. Установлено, что затраты на транспортировку за приобретением автомобильных бензинов на расстояние свыше 20 км  являются экономически необоснованными.

Таким образом, географические границы товарного рынка определяются границами районов и городов Тамбовской области в количестве 23 товарных рынков автомобильных бензинов: г. Тамбов – Тамбовский район, г. Мичуринск - Мичуринский район, г. Моршанск – Моршанский район, г. Уварово – Уваровский район, г. Жердевка - Жердевский район, г. Рассказово - Рассказовский район, Первомайский район, Ржаксинский район, Сосновский район, Сампурский район, Пичаевский район, Петровский район, Мучкапский район, г. Кирсанов - Кирсановский район, Бондарский район, Никифоровский район, Инжавинский район, Мордовский район, Гавриловский район, Токаревский район, Староюрьевский район, Знаменский район, Уметский район.

 

5. Определение состава участников розничного рынка автомобильных бензинов

5.1. Потребители

Покупателями автомобильных бензинов являются  физические лица и хозяйствующие субъекты, использующие их как для личных нужд, так и для хозяйственной деятельности.

5.2. Продавцы

Услуги по розничной продаже автомобильных бензинов в Тамбовской области в 2012 году оказывали 203 АЗС. Количество продавцов в географических границах городов и районов Тамбовской области варьируется от 1 (Мордовский р-н) до 26 (г. Тамбов и Тамбовский р-н).

 

6. Расчет  объема товарного рынка и долей  хозяйствующих субъектов

   Общий объем розничного рынка автомобильных бензинов в Тамбовской области в 2012 году составил 250 939 642 литра, в том числе:

   АИ-80 (А-76)    -    6 210 951   литров;   АИ-92 -  186 074 623 литров;

   АИ-95 -    57 550 675 литров;                  АИ-98 -    1 103 393 литров.

Объем товарного рынка автомобильных бензинов в установленных географических границах, также как и количество продавцов, варьируется:

 - АИ-80(А-76) от 4 800 л (Гавриловский р-н) до 1 123 733,44 л (г. Тамбов и Тамбовский р-н);

- АИ-92 от 595 018,26 л (Уметский р-н) до 77 163 270,26 л (г. Тамбов и Тамбовский р-н);

- АИ-95 от 46 343,5 л (Сампурский р-н) до 28 522 004,84 л (г. Тамбов и Тамбовский р-н);

- АИ-98 от 95 317 л (Никифоровский р-н) до 726 526,04 л (г. Тамбов и Тамбовский р-н).

 

 7. Оценка барьеров входа на товарный рынок

         Барьерами входа на розничный рынок автомобильного бензина могут являться:

         1) экономические ограничения:

-  необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- достаточно высокая степень удовлетворения спроса в областном центре, городах районного значения;

- влияние сезонности спроса на условия обращения товара (с ведением сельскохозяйственных работ, а также с ростом интенсивности движения в теплое время года потребление, а значит и спрос на автомобильное топливо существенно возрастает);

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующего субъекта более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства).

        2) административные ограничения:

- длительность и сложность административных процедур, необходимых для отведения, регистрации земельных участков для строительства АЗС;

- административные процедуры, связанные с выполнением противопожарной, экологической безопасности.

        Кроме того, наличие на розничных рынках автомобильных бензинов ВИНК, также  приводит к созданию барьеров входа на исследуемый товарный рынок.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Уровень развития конкуренции напрямую зависит от количества и потребностей розничных покупателей автомобильных бензинов, поэтому наибольшее количество АЗС сосредоточено в крупных населенных пунктах, а также по автомобильным дорогам федерального значения.

Наиболее крупным хозяйствующим субъектом на рассматриваемых товарных рынках, занимающим доминирующее положение по АИ-92, АИ-95 в 14 географических границах городов и районов Тамбовской области, по АИ-95 -  в г. Жердевка и Жердевском районе,  является ЗАО «Тамбовнефтепродукт» (группа лиц ОАО «НК «Роснефть»).

Показатели рыночной концентрации, рассчитанные на основании долей участников розничного рынка  дизельного топлива за 2012 год  (коэффициент рыночной концентрации (70% ≤ CR-3 ≤ 100%), индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (2000 ≤ HHI ≤ 10000) свидетельствуют о высоком уровне концентрации  рынка в географических границах большинства городов и районов Тамбовской области, конкуренция на этих рынках не развита.

Рынок с умеренной концентрацией наблюдался в Знаменском районе Тамбовской области по АИ-92 (45%<=CR3<=70%; 1000<=HHI<=2000). Рынок с низкой концентрацией наблюдался в г. Тамбове и Тамбовском районе по АИ-80 (А-76) (CR3<45%; HHI<1000).