Анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива в Тамбовской области по итогам 2012 года

Управление  Федеральной антимонопольной службы

по Тамбовской области

 

Выписка из Анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках  дизельного топлива в Тамбовской области по итогам 2012 года

 

1. Общие положения

 

Анализ розничных рынков дизельного топлива проводился в Тамбовской области.

В качестве источников  исходной информации использовались сведения об объемах розничной реализации дизельного топлива, полученные от  хозяйствующих субъектов, Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее – Тамбовстат), Прокуратуры Тамбовской области, органов местного самоуправления Тамбовской области.

 

2. Временной интервал

 

В связи с тем, что исследование носит ретроспективный характер, временной интервал исследования розничных рынков дизельного топлива определяется как 2012 год.

 

3. Продуктовые границы  товарного рынка

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД), принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе «Розничная торговля моторным топливом» (код ОКВЭД 50.50). Эта группировка включает розничную торговлю моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемую стационарными и передвижными автозаправочными станциями.

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива:

  1. летнее (Л) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0º С и выше;
  2. зимнее (З) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20º С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35º С) и минус 30º С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45º С);

 3) арктическое (А) -  рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50º С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Следовательно, продуктовыми границами рынка является дизельное топливо.

 

4. Определение географических  границ товарного рынка

                       

Географические границы розничного рынка дизельного топлива определяются территорией, на которой приобретатели (покупатели) имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения  товара, ограничивающих экономические возможности  приобретения товара  приобретателями;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа, при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателями, учитываются организационно-транспортные схемы приобретения  товара приобретателями.

В соответствии со схемами расположения автодорог, автомобильные дороги в Тамбовской области имеют радиальное расположение, то есть от районного центра до сельских поселений в пределах района. Как правило, АЗС располагаются в зонах наибольшего проживания населения и по автомагистралям. Розничные покупатели нефтепродуктов, проживающие на окраинах района, вынуждены, в большинстве случаев, осуществлять поездки за приобретением дизельного топлива в районные центры. Приобретение нефтепродуктов обуславливается технологической возможностью осуществления поездки за приобретением дизельного топлива  по автодорогам с твердым покрытием.

Оценивая экономическую возможность приобретения дизельного топлива потребителями исходим из того, что места розничной реализации нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения дизельного топлива потребителями (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителями нефтепродуктов на АЗС.

По территории Тамбовской области проходят дороги федерального значения: автодорога М6 «Каспий», автодороги Р208, Р209 «Тамбов-Пенза». При движении покупателя междугородним маршрутом, географические границы будут определяться дальностью пробега его транспортного средства без дозаправки и на этом расстоянии будут совпадать с маршрутом движения.

В случае, если покупатель осуществляет перевозки в пределах одного муниципального образования (города, района), географические границы будут определяться транспортными затратами на движение до выбранной АЗС и возвращением обратно, затратами потраченного времени. Установлено, что затраты на транспортировку за приобретением  дизельного топлива на расстояние свыше 30 км являются экономически необоснованными.

Таким образом, географические границы товарного рынка определяются границами районов и городов Тамбовской области в количестве 23 товарных рынков дизельного топлива: г. Тамбов – Тамбовский район, г. Мичуринск - Мичуринский район, г. Моршанск – Моршанский район, г. Уварово – Уваровский район, г. Жердевка - Жердевский район, г. Рассказово - Рассказовский район, Первомайский район, Ржаксинский район, Сосновский район, Сампурский район, Пичаевский район, Петровский район, Мучкапский район, г. Кирсанов - Кирсановский район, Бондарский район, Никифоровский район, Инжавинский район, Мордовский район, Гавриловский район, Токаревский район, Староюрьевский район, Знаменский район, Уметский район.

 

 5. Определение состава участников розничного рынка дизельного топлива

 5.1. Потребители

 Покупателями дизельного топлива являются  физические лица и хозяйствующие субъекты, использующие ДТ как для личных нужд, так и для хозяйственной деятельности.

5.2. Продавцы

Услуги по розничной продаже дизельного топлива в Тамбовской области в 2012 году оказывали 203 АЗС. Количество продавцов в географических границах городов и районов Тамбовской области варьируется от 1 (Мордовский р-н) до 23 (г. Тамбов и Тамбовский р-н).

 

6. Расчет  объема товарного рынка и долей  хозяйствующих субъектов

           Общий объем товарного рынка дизельного топлива в Тамбовской области в 2012 году составил 103 704 276,62 л.

Объем товарного рынка ДТ в установленных географических границах, также как и количество продавцов, варьируется от 89 137,3 л (Староюрьевский р-н) до 34 815 274,64 л (г. Тамбов и Тамбовский р-н).

Показатели рыночной концентрации, рассчитанные на основании долей участников розничного рынка  дизельного топлива за 2012 год  (коэффициент рыночной концентрации (70% ≤ CR-3 ≤ 100%), индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (2000 ≤ HHI ≤ 10000) свидетельствуют о высоком уровне концентрации  рынка в географических границах городов и районов Тамбовской области, конкуренция на этих рынках не развита.

 

7. Оценка барьеров входа на товарный рынок

        Барьерами входа на розничный рынок дизельного топлива могут являться:

         1) экономические ограничения:

-  необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- достаточно высокая степень удовлетворения спроса в областном центре, городах районного значения;

- влияние сезонности спроса на условия обращения товара (с ведением сельскохозяйственных работ, а также с ростом интенсивности движения в теплое время года потребление, а значит и спрос на автомобильное топливо существенно возрастает);

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующего субъекта более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства).

        2) административные ограничения:

- длительность и сложность административных процедур, необходимых для отведения, регистрации земельных участков для строительства АЗС;

- административные процедуры, связанные с выполнением противопожарной, экологической безопасности.

        Кроме того, наличие на розничных рынках дизельного топлива ВИНК также  приводит к созданию барьеров входа на исследуемый товарный рынок.

                       

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Наиболее крупным хозяйствующим субъектом на рассматриваемых товарных рынках, занимающим доминирующее положение в 13 географических границах городов и районов Тамбовской области, является ЗАО «Тамбовнефтепродукт» (группа лиц ОАО «НК «Роснефть»). ЗАО «Тамбовнефтепродукт» по дизельному топливу состоит в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

Исп. Коровина В.В.

8(4752) 71-34-29