Выявленные нарушения при предоставлении муниципальной услуги по согласованию переустройства и перепланировки жилого помещения
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области провело проверки нормативных правовых актов по вопросу переустройства и перепланировки жилых помещений, а также действий органов местного самоуправления Тамбовской области при предоставлении муниципальной услуги по согласованию переустройства и перепланировки жилого помещения.
В результате анализа нормативных правовых актов по вопросу переустройства и перепланировки жилых помещений, а также действий органов местного самоуправления Тамбовской области при предоставлении муниципальной услуги по согласованию переустройства и перепланировки жилого помещения установлено следующее.
Порядок переустройства и перепланировки жилых помещений регламентирован главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.10 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. При этом согласно п. 7, 9.1 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса переустройство и (или) перепланировка жилых помещений осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления.
Таким образом, исходя из изложенного, и представленной информации установлено, что на территории Тамбовской области муниципальная услуга по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в большинстве случаев относится к полномочиям администраций поселковых и сельских советов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон о государственных и муниципальных услугах) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Для проведения переустройства и перепланировки жилого помещения, в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
- Заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения представляется заявителем по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения".
- Правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемте жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). В качестве правоустанавливающих документов могут выступать: свидетельство права собственности на жилое помещение, договор купли-продажи жилого помещения, договоры дарения, мены, ренты и т.п.
- Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
- Технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Понятие «технический паспорт жилого помещения» определено ст. 19 ЖК РФ. Это – документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.
- Согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).
В соответствии с ч. 1 с 69 ЖК РФ: к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
- Заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Указанный орган обязан дать письменное заключение о допустимости либо недопустимости проведения переустройства и (или) перепланировки. Формулировка п. 6 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ исключает необходимость получения заключения органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о том, что жилое помещение, подлежащее переустройству и (или) перепланировке, не является памятником архитектуры, истории и культуры.
На основании статьи 7 Закона о государственных и муниципальных услугах органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе предъявлять требования к заявителям в нарушение Закона о государственных и муниципальных услугах, а также требования, не предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги.
Таким образом, орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать предоставления других документов, кроме тех, которые указаны в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предъявление требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги, содержит признаки нарушения пункта 12 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйственным субъектам.
Вместе с тем такие нарушения были выявлены в административных регламентах, принятых органами местного самоуправления Тамбовской области.
Так, в административных регламентах:
администраций Абакумовского, Безукладовского, Даниловского, Троицкоросляйского сельских советов Токаревского района;
администраций Гавриловского 1-го, Глуховского, Кондауровского, Булгаковского сельских советов Гавриловского района;
администраций Петровского района, Покрово-Чичеринского, Рахманинского, Успеновского, Шехмановского сельских советов Петровского района;
администраций Шульгинского, Новопокровского, Карпельского сельских советов Мордовского района;
администрации Кершинского сельского совета Бондарского района;
администраций Дмитриевского поссовета, Екатерининского, Озерского, Сабуро-Покровского, Юрловского, Ярославского сельского совета Никифоровского района и др., установлено неправомерное требование, обязывающее заявителя при получении муниципальной услуги представить в орган местного самоуправления документы, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, а именно: выписку из домовой книги или копию лицевого счета.
Кроме того, в большинстве случаев в административных регламентах предусмотрено, что физические лица к своему обращению должны приложить ряд документов, в том числе и копии документов, удостоверяющих личность. Между тем, требование о предоставлении такого документа не закреплено ни Жилищным Кодексом, ни Законом о государственных и муниципальных услугах.
Зачастую административные регламенты содержат неопределенность в части предоставления заявителем документов и межведомственного информационного взаимодействия.
Рассмотрим пример:
Пункт 2.6.1 административного регламента Абакумовского сельского совета Токаревского района по предоставлению муниципальной услуги «Приём заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» устанавливает перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
1. Заявление по установленной форме (Приложение №2, к настоящему административному регламенту).
2. Документ, удостоверяющий личность заявителя (копия).
3. Доверенность (в случае уполномочивания иного лица) копия.
4. Правоустанавливающие документы (свидетельство о праве собственности или договор приватизации жилого помещения) на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение (все копии предоставляемых документов должны быть заверены надлежащим образом, либо предоставляются с подлинниками, которые после сверки с копиями предоставляемых документов возвращаются заявителю).
5. Технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (копия).
6. Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (подлинник).
7. Согласие в письменной форме временно отсутствующих членов семьи нанимателя на перепланировку и (или) переустройство жилого помещения (подлинник).
8. Выписка из домовой книги или копия лицевого счета.
9. Заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки, если такое жилое помещение является памятником архитектуры, истории и культуры (подлинник).
Пунктом 2.6.2 административного регламента определено, что в случае непредставления заявителем документов (4,5,6,7,8,9) администрация Абакумовского сельского совета Токаревского района запрашивает их в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Исходя из смысла п. 2.6.2 административного регламента следует, что заявитель вправе предоставить только заявление по установленной форме и копию документа, удостоверяющего личность.
Между тем, согласно п. 2.8.1 заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги в случае представления неполного пакета документов в соответствии с административным регламентом.
Кроме того, необходимо отметить, что проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения разрабатывается по заявлению заявителя проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Таким образом, с инициативой о разработке проекта переустройства и (или) перепланировки может обратиться только собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо, а не орган местного самоуправления.
Подготовка технического паспорта переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (копия) также осуществляется на основании заявления заявителя и является платной услугой, оказываемой юридическими или физическими лицами.
Таким образом, данные расхождения в административном регламенте по порядку предоставления документов вводит (может ввести) в заблуждение заявителей и может привести к необоснованному отказу в предоставлении муниципальной услуги, и вступают в противоречие с основными принципами Закона о государственных и муниципальных услугах.
Также распространены такие ошибки, когда в административном регламенте указывается иной орган местного самоуправления, предоставляющий муниципальную услугу на территории поселения.
Так, в административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», утвержденного постановлением главы администрации Новопокровского поссовета от 27.09.2010 № 77 в пункте 1.3 указано, что муниципальная услуга предоставляется администрацией Мордовского поссовета, а в пункте 2.2 наименование органа предоставляющего муниципальную услугу и его местонахождение - администрация Новопокровского поссовета Мордовского района Тамбовской области.
Необходимо также отметить, что с информацией о предоставлении органами местного самоуправления муниципальных услуг заявители могут ознакомиться на официальных сайтах органов местного самоуправления или на сайте государственных услуг www.gosuslugi.ru.
Между тем, в ходе анализа информации о предоставлении указанной выше муниципальной услуги, размещенной на сайте государственных услуг www.gosuslugi.ru, также были выявлены аналогичные нарушения (установление перечня документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами).
Кроме того, форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, размещенная на сайте государственных услуг рядом органов местного самоуправления, не соответствует форме заявления, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
С учетом изложенного, в целях устранения допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и недопущения впредь, Тамбовское УФАС России рекомендует провести работу по анализу действующих нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Тамбовской области, регулирующих порядок предоставления муниципальной услуги по переустройству (перепланировке) жилых помещений, а также по приведению их в соответствие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ и Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.