• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги публичных слушаний

Анализ анкет

По завершению публичных слушаний было заполнено и передано представителям Тамбовского УФАС России 43 анкеты «о вопросах правоприменительной практики при осуществлении надзорных мероприятий, проводимых ФАС России» в бумажном варианте.

По результатам анкетирования поступило 4 вопроса в соответствии с п. 4 анкеты, 1 предложение по совершенствованию антимонопольного законодательства РФ в соответствии с п. 5 анкеты.

Было предложено внести изменения в КоАП РФ, установив ответственность для участников закупочных процедур, чьи жалобы в антимонопольный орган были признаны необоснованными.

Письменные ответы на поступившие вопросы находятся в стадии подготовки.

По пп. «а» п. 8 анкеты:

- 40 человек оценил проведенное мероприятие по тематической направленности на 5 баллов, 3 человека на 4 балла;

- 41 человек оценил проведенное мероприятие по программе на 5 баллов, 2 человека на 4 балла;

 - 41 человек оценил проведенное мероприятие по квалификации выступающих на 5 баллов, 2 человека на 4 балла;

- 41 человек оценили проведенное мероприятие по организации мероприятия на 5 баллов, 1 человек на 4 балла; в одной анкете оценка по указанному критерию отсутствует.

Итого, средний балл составляет 4,97.

По пп. «б» п. 8 анкеты 42 человека выразили мнение о необходимости введения в практику подобных мероприятий. В одной анкете мнение по указанному вопросу отсутствует.

Ответы на поступившие вопросы:

Вопрос: «При проведении запроса предложений, после одностороннего расторжения муниципального контракта, необходимо ли устанавливать в документации требования об обеспечении заявки?»

Ответ: «Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) не предусматривает обеспечение заявки для испрашиваемого случая.

Статьей 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, информация, предусмотренная пунктом 7: «размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом)».

Пунктом 1 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении запроса предложений должно содержать, в том числе,  информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 8 части 2 настоящей статьи) и 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона) статьи 42 настоящего Федерального закона.

Таким образом, требование об обеспечении заявки допустимо при проведении запроса предложений только в случае его проведения после признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе на основании пункта 8 части 2 статьи 83 указанного закона».

Вопрос: «Допустима ли конкуренция между исполнительными органами государственной власти?»

Ответ: «В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 В указанной норме Закона о защите конкуренции содержится также определение хозяйствующего субъекта. Это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, конкуренция между органами власти не регулируется нормами антимонопольного законодательства.

По мнению Тамбовского УФАС России, конкуренция между исполнительными органами государственной власти допустима, например, в части создания благоприятных условий для привлечения инвесторов в регион.»

Вопрос: «В заключенном контракте ответственность сторон указана в % от цены контракта и в сумме в рублях. При заключении дополнительного соглашения к контракту в установленном порядке об изменении цены контракта (снижение) заказчик снижает и размер штрафа в рублях, хотя ФЗ-44 это прямо не предусматривает. Будет ли это рассматриваться как административное правонарушение?».

Ответ: «Частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Статьей 95 Закона о контрактной системе в части 1 определены возможные случаи изменения заключенного контракта, включающие также изменение цены контракта, а именно:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Действительно, Закон о контрактной системе прямым образом не регулирует порядок изменения ответственности сторон в допустимых случаях изменения цены контракта.

При этом Тамбовское УФАС России считает, что изменение размеров штрафных санкций сторон по контракту при заключении ими дополнительного соглашения в части изменения цены контракта в предусмотренных Законом о контрактной службе случаях не будет противоречить законодательству о контрактной службе и не образует состав административного правонарушения по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ (изменение условий контракта), исходя из следующего.

Часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе определяет, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Также статья 34 Закона о контрактной системе указывает, что порядок исчисления размеров штрафа определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановлением от 25 ноября 2013 г. N 1063 утвердило Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила).

Указанные Правила устанавливают следующее:

«2. Размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

3. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта)».

Таким образом, в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе и Правилами размеры штрафов указываются в контракте в виде фиксированной суммы, а рассчитываются как процент цены контракта в соответствии с установленными Правилами порядком.

Следовательно, уменьшение размеров штрафов при снижении сторонами цены контракта соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.»