Выписка из Анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива в Тамбовской области за период с 01.04.2013 по 01.04.2014

Управление  Федеральной антимонопольной службы

по Тамбовской области

 

Выписка из Анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке  дизельного топлива в Тамбовской области

за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 

 

1. Общие положения

Анализ мелкооптового рынка дизельного топлива проводился в Тамбовской области.

В качестве источников  исходной информации использовались сведения, полученные от  хозяйствующих субъектов, Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, данные предыдущих исследований оптового рынка.

 

2. Временной интервал

В связи с тем, что исследование носит ретроспективный характер, временной интервал исследования мелкооптового рынка дизельного топлива определяется как период 01.04.2013 – 01.04.2014.

 

     3. Продуктовые границы  товарного рынка

Предварительное определение товара — дизельное топливо.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятому постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, мелкооптовая торговля дизельным топливом классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с  воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяет область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива:

- Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0º С и выше;

- З (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20º С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35º С) и минус 30º С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45º С);

- А (арктическое) -  рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50º С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителями в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

Следовательно, продуктовыми границами мелкооптового рынка является дизельное топливо.

 

4. Определение географических  границ товарного рынка

            Предварительными географическими границами товарного рынка являются границы субъекта Российской Федерации — Тамбовская область.

Для проведения анализа рынка, в том числе для определения географических границ товарного рынка, Тамбовским УФАС России была запрошена информация у хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовые поставки дизельного топлива.

Одним из факторов определения географических границ рынка является незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу. При существующих различиях стоимостных и потребительских качеств товаров и уровней рентабельности операций на товарных рынках, эти величины могут отличаться друг от друга. Как правило, эти величины колеблются в пределах 5 - 10% от стоимости приобретенного товара.

По результатам проведенного расчета установлено, что приобретение небольших объемов ДТ в соседних с Тамбовской областью  областях экономически не выгодно.  

Анализ объемов реализации дизельного топлива в другие регионы показал, что из общего количества ДТ 87,4 % реализовано в Тамбовской области.

Таким образом, учитывая, что основной объем мелкооптовых продаж реализуется в Тамбовской области, географическими границами мелкооптового рынка дизельного топлива является   Тамбовская область.

 

  5. Определение состава участников мелкооптового рынка дизельного топлива     

Поставщиками на мелкооптовом рынке дизельного топлива являются  хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по поставке дизельного топлива в мелкооптовом сегменте товарного рынка.

Покупателями на мелкооптовом рынке дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию дизельного топлива, крупные промышленные предприятия, приобретающие дизельное топливо преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.

Мелкооптовую реализацию дизельного топлива в Тамбовской области в исследуемом периоде осуществлял 41 хозяйствующий субъект.

 

6. Расчет  объема товарного рынка и долей  хозяйствующих субъектов

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Оценка объема мелкооптового рынка дизельного топлива осуществляется на основании объемов продаж продавцов, осуществляющих оптовую реализацию дизельного топлива в натуральном  выражении (тонны).

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке и рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (пункт 6.3 Порядка проведения анализа). 

             Объем мелкооптового рынка дизельного топлива в Тамбовской области в исследуемом периоде составил 204 324,13 тн.

Наиболее значительную долю на товарном рынке оптовой реализации дизельного топлива в Тамбовской области занимает ЗАО «Тамбовнефтепродукт» (группа лиц ОАО «НК «Роснефть»).

7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Значение коэффициента рыночной концентрации (CR3=62,3 %) характеризует товарный рынок мелкооптовой реализации дизельного топлива в Тамбовской области за период 01.04.2013 – 01.04.2014, как рынок с умеренным уровнем концентрации (45%<=CR3<=70%).

Товарный рынок мелкооптовой реализации дизельного топлива является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.