Выписка из Анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов в Тамбовской области за период с 01.04.2013 по 01.04.2014

Управление  Федеральной антимонопольной службы

по Тамбовской области

 

Выписка из Анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке  автомобильных бензинов в Тамбовской области за период

с 01.04.2013 по 01.04.2014

 

1. Общие положения

Анализ мелкооптового рынка автомобильных бензинов проводился в Тамбовской области.

В качестве источников  исходной информации использовались сведения, полученные от  хозяйствующих субъектов, Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, данные предыдущих исследований оптового рынка.

 

2. Временной интервал

В связи с тем, что исследование носит ретроспективный характер, временной интервал исследования мелкооптового рынка автомобильных бензинов определяется как период 01.04.2013 – 01.04.2014.

 

     3. Продуктовые границы  товарного рынка

Предварительное определение товара — автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятому постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, мелкооптовая торговля автомобильными бензинами классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяет область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...».

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями:

- А-76 (ГОСТ 2084-77),

- АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99),

- АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99),

- АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие. 

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Несмотря на существование многочисленных документов, устанавливающих технические требования к автомобильным бензинам и широкий спектр нормируемых характеристик (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002, Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118), на практике единственным существенным показателем, классифицирующим автобензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число топлива. Автомобильные бензины по существенным различиям в значении октанового числа разделяются на две подгруппы:

1) низкооктановые - А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

2) высокооктановые - Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.(ОЧ 82,5 — 88 по моторному методу, 91 — 98 по исследовательскому методу).

С целью определения продуктовых границ товарного рынка можно предположить, что для мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов, владельцев автозаправочных станций (далее — АЗС), которые реализуют его в розничной сети, марка автомобильного бензина не играет существенной роли при его реализации, поскольку на любую марку имеется спрос в условиях случайного потока автомобилей. Однако, для крупных промышленных предприятий, приобретающих автомобильные бензины преимущественно для целей профессионального использования и располагающих мощностями по заправке и (или) хранению автомобильных бензинов для собственных нужд, вопрос о взаимозаменяемости автомобильных бензинов по маркам может стоять более остро, так как они зачастую имеют определенный, а не случайно сформировавшийся  парк автомобилей, для эксплуатации которого нужны определенные марки автомобильных бензинов.

Из ответов наиболее крупных промышленных предприятий Тамбовской области в количестве 10 хозяйствующих субъектов установлено, что наибольшим спросом пользуются следующие марки автомобильных бензинов:

- АИ-92 — 97,5 % от общего объема закупки автомобильных бензинов (1383339,725 тн);

 - АИ-95 — 2,5 % от общего объема закупки автомобильных бензинов (34732,915 тн).

Тамбовским УФАС России проведен опрос мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов, с целью определения готовности заменить одну марку автомобильного бензина на другую, если цена одного из товаров долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 %, а цены на остальные товары останутся неизменными. В результате опроса установлено, что никто из респондентов не готов заменить одну марку на другую.

Таким образом, продуктовыми границами мелкооптового рынка автомобильных бензинов являются:

- автомобильный бензин  АИ-80, А-76;

- автомобильный бензин АИ-92, АИ-90;

- автомобильный бензин АИ-95;

- автомобильный бензин АИ-98.

 

4. Определение географических  границ товарного рынка             

            В соответствии с Методическими указаниями, предварительными географическими границами товарного рынка являются границы субъекта Российской Федерации — Тамбовская область.

Для проведения анализа рынка, в том числе для определения географических границ товарного рынка, Тамбовским УФАС России была запрошена информация у хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовые поставки автомобильных бензинов.

Анализ объемов реализации автомобильных бензинов в другие регионы показал, что из общего количества автомобильных бензинов реализовано в Тамбовской области:

- АИ-76(80) – 98,4 %;

- АИ-92 – 84,2 %;

- АИ-95- 95 %;

- АИ-98 — 98,1 %.

Учитывая, что основной объем мелкооптовых продаж реализуется в Тамбовской области, то, следовательно, географическими границами мелкооптового рынка автомобильных бензинов АИ-76(80), АИ-92, АИ-95, АИ-98 является   Тамбовская область.

 

  5. Определение состава участников мелкооптового рынка автомобильных бензинов

         Поставщиками на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов являются  хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по поставке автомобильных бензинов в мелкооптовом сегменте товарного рынка.

Покупателями на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию автомобильных бензинов, крупные промышленные предприятия, приобретающие автомобильные бензины преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.

Мелкооптовую реализацию автомобильных бензинов в Тамбовской области в исследуемом периоде осуществлял 41 хозяйствующий субъект.

 

6. Расчет  объема товарного рынка и долей  хозяйствующих субъектов

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Оценка объема мелкооптового рынка автомобильных бензинов  осуществляется на основании объемов продаж продавцов, осуществляющих оптовую реализацию автомобильных бензинов  в натуральном  выражении (тонны).

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке и рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (пункт 6.3 Порядка проведения анализа). 

Объем мелкооптового рынка автомобильных бензинов в Тамбовской области с 01.04.2013 по 01.04.2014 (по всем маркам бензина) по объему реализации, представленному мелкооптовыми продавцами составил 79 499,54 тн.

По результатам проведенного анализа, доли хозяйствующих субъектов в общем объеме реализации автомобильных бензинов в пределах Тамбовской области по АИ-76, АИ-80,  АИ-95 не превышают 50 %. По АИ-98  выявлен хозяйствующий субъект, занимающий долю более 50 %.

7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Показатели рыночной концентрации, рассчитанные на основании долей участников мелкооптового рынка автомобильных бензинов в Тамбовской области за исследуемый период свидетельствуют об умеренной концентрации данного рынка по АИ-92, АИ-95 (45%<=CR3<=70%; 1000<=HHI<=2000). Рынок с высокой концентрацией наблюдался по АИ-98 (70%<=CR3<=100%; 2000<= HHI <=10000) Рынок с низкой концентрацией наблюдался по АИ-76, АИ-80 (CR3<45%, HHI <1000).

Таким образом, товарный рынок мелкооптовой реализации автомобильных бензинов является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.